Многотиражки доказали: есть жизнь после смерти. В нашей стране они умерли, чтобы потом переродиться в корпоративные СМИ. Все как в философии индуизма: будешь работать над собой, делать добрые дела и в следующей жизни тебе воздастся по заслугам. Это и заслужили современные корпоративные издания. Иначе объем рынка этих СМИ не оценивался бы в 250 млн. рублей!

Помня не очень уважительное отношение к многотиражкам, выпускаемым в советские времена на каждом заводе, корпоративные медиа решили доказать, что являются полноценными средствами массовой информации. Чтобы легче было бороться с оставшимися предрассудками в их отношении (мол, непрофессионально сделано, работать в таких газетах, журналах не престижно, не прибыльно), в 2004 году была создана Ассоциация корпоративных медиа России. В оргкомитет Ассоциации вошли представители таких компаний, как "ГАЗПРОМ", "ЛУКОЙЛ", "РУСАЛ", "Аэрофлот", "АВТОВАЗ", Шереметьево, "УРАЛСИБ", Shell Exploration & Production Services (RF) BV, "Данон Индустрия", Philip Morris Sales & Marketing, ИД "МедиаХаус", Агентство коммуникационного менеджмента "Принцип PR" и Российской Ассоциации по Связям с Общественностью (РАСО).

- Сегодня корпоративные СМИ не только выполняют функции информирования, влияния, формирования лояльности и внедрения корпоративной культуры, они также играют ключевую роль в управлении компании, - говорит Джемир Дегтяренко, исполнительный директор Ассоциации корпоративных медиа России. - Это обусловлено следующими причинами: рост внутреннего рынка и усиление конкуренции, расширение сферы деятельности компании и введение западных стандартов в управлении фирмой, также привлечение персонала из медиа. Все больше издательских домов стало уделять внимание корпоративной прессе. Я думаю, что в будущем ИД будут открывать все больше и больше корпоративных СМИ.

Согласно оценкам АКМР, ежегодный рост этого рынка составляет около 10-15%. Тем не менее, некоторые производители, выпускающие свои корпоративные издания, не оценивают "российское поле для деятельности" как поле битвы за читателей, клиентуру. Причина этого – отсутствие серьезного противника. Так, например, сеть магазинов "Калинка-Стокман" выпускает в Бельгии три своих издания, в России же только одно – простой каталог. На вопрос коллег, в чем причина такого "невнимания" к российской аудитории, в компании ответили, что здесь нет серьезной конкуренции, а значит, в издании трех журналов просто нет надобности. Такой подход к делу, естественно, не стимулирует развитие рынка корпоративной прессы. Но, тем не менее, эксперты говорят о хороших перспективах этой области.

- Мы прогнозируем рост рекламных поступлений за счет клиентских изданий и приходом профессиональных игроков на рынок корпоративной прессы, - отмечает Джемир Джемирович. – Для будущего российских корпоративных изданий будут свойственны процессы, происходящие сейчас на Западе. Так, в скором времени мы сможем наблюдать четкую сегментацию внутрикорпоративных изданий. Будут выпускаться как газеты для персонала, так и журналы для топ-менеджеров. Владельцы изданий будут строго делить аудиторию своих СМИ. В одной компании будут существовать, как журналы для сотрудников, так и для деловых партнеров, акционеров, всевозможных клиентов.

Вот только с выпуском персональных номеров, по мнению г-на Дегтяренко, в России могут возникнуть проблемы. Отсутствие в некоторых типографиях такой технической возможности и скудность клиентских баз не дадут развиваться персонификации корпоративных СМИ в российских реалиях. Кроме того, надо учитывать такой фактор, как работа почты. Распространение именных номеров, по оценке исполнительного директора АКМР, хромало бы на обе ноги.

Источник: lenizdat.ru, 02.08.2006