В 2005 году объем продаж печатных СМИ на внутреннем рынке составил 2,18 млрд. долларов США (по данным "Роспечать", см. материалы доклада руководителя ФАПМК Михаила Сеславинского на межотраслевой конференции: "Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития", Москва 1 марта 2006 г.). Кроме того, на рекламу в прессе в 2005 году было потрачено 1,39 млрд. долларов США (см. рисунок 1). Таким образом, объем российского рынка печатных средств массовой информации в 2005 году составил 3,57 млрд. долларов США. По мнению первого вице-премьера Дмитрия Медведева, медийный рынок относится к числу наиболее динамично развивающихся в России, к 2008 году его совокупный объем, вероятно, достигнет 8 млрд. долларов США. По темпам роста рынка прессы Россия сегодня уступает лишь Китаю и Индии.
Число зарегистрированных печатных периодических изданий в России на 1 января 2005 года составило 46 000 наименований. Этот показатель более чем в два раза превышает количество зарегистрированных печатных периодических изданий по состоянию на 1 января 2000 года. Наибольшую долю по числу названий составляют газеты - 25843 наименования, за ними следуют журналы - 16544 наименования, и другие виды печатных периодических изданий (альманахи, бюллетени, сборники) - 3397 наименований.
Динамика изменения числа названий периодических печатных изданий, присутствующих на российском рынке, в последние годы характеризуется стабильной тенденцией к увеличению.
По прогнозам экспертов, тенденция ежегодного увеличения числа названий издаваемых газет и журналов сохранится в ближайшем будущем. В частности, в текущем году предполагаемое число названий газет составит 26600 наименований, число названий журналов - 17200 наименований. В 2007 году число названий газет, по прогнозам, достигнет 27150 - увеличится на 2%, число названий журналов достигнет 17700, увеличившись на 3% по отношению к прогнозируемым показателям текущего года.
Однако, как отмечается в докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, реально в России издается лишь немногим более половины от числа зарегистрированных изданий, количественный рост печатных СМИ не сопровождается адекватным ростом их тиражей, достаточно распространенным является завышение выходных данных тиражей газет и журналов, число читателей сокращается даже у наиболее известных газет и журналов.
Рассмотрим кратко основные сегменты российского рынка печатных периодических изданий, а именно - рынки журналов и газет. Согласно материалам доклада руководителя ФАПМК Михаила Сеславинского на межотраслевой конференции: "Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития", общий тираж газет, выпускаемых в России, в 2005 году составил 8,312 млрд. экземпляров. В России зарегистрировано 26 177 газет, около половины из числа зарегистрированных газет издается регулярно. По числу названий преимущественную часть российского рынка составляют региональные газеты - 90% . Доля межрегиональных и общероссийских газет по числу названий невелика - 8 и 2% соответственно. Однако по объему совокупного тиража общероссийские газеты лидируют, занимая более трети рынка - 2,9 млрд. экземпляров или 34,8%.
Общий тираж журналов, издаваемых в России в 2005 году составил 1,865 млрд. экземпляров. В России зарегистрировано 18 183 журнала, регулярно издаются более 60% из них. В структуре рынка журналов, в противоположность газетному рынку, преимущественную долю по числу названий занимают общероссийские издания, им принадлежат 92% рынка, тогда как доля региональных изданий по числу названий составляет лишь 8%.
Материалы доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям позволяют выделить пятерку ведущих газетных и журнальных издательств в России . Так, среди издательств, специализирующихся на выпуске газет, лидирует "Prof-media Publishers", общий тираж одного выпуска газет издательства составляет 6 132,6 тысячи экземпляров, а число наименований издаваемых газет - 90. Далее в рейтинге газетных издательств следуют HFS-InterMediaGroup и "Экстра М Медиа".
Наиболее крупным издательством, осуществляющим выпуск журналов, на российском рынке является Burda. Издательство выпускает 28 наименований журналов, общий тираж одного выпуска журналов составляет 5 705,5 тысячи экземпляров. На второй и третьей позициях издательства Independent Media и "Логос-Медиа" соответственно.
Характеризуя некоторые основные проблемы современного рынка периодической печати в России, необходимо отметить, что одна из актуальных проблем рынка связана с существующей в настоящее время системой распространения периодической печати. По мнению руководителя ФАПМК М.Сеславинского, рынок распространения периодической печати на сегодняшний день исчерпал свои возможности и требует реформирования, модернизации. Другая актуальная проблема рынка периодических изданий в России связана с зависимостью многих изданий от различных групп влияния, либо политических сил. Со слов М. Сеславинского, газетный сегмент современного российского рынка периодики весьма сильно политизирован, и это обстоятельство ограничивает развитие рынка газет как бизнеса.
Как показывают, в частности, исследования, проведенные компанией Comcon, чтение газет и журналов наиболее популярно у россиян. Так, газеты читают 75,25 россиян, журналы - 59,9% россиян, тогда как художественную и учебную литературу читают 58,7 и 44,8% россиян соответственно. Наиболее высокий спрос на газеты на дальнем Востоке (79%) и в Северо-Западном районе (78,1%). Любителей журналов больше всего в Москве и Санкт-Петербурге (68,6 и 67,7% соответственно) (см. журнал "Профиль" 2005. №36 (450)).
Большинство россиян, читающих периодические печатные издания, уделяют им время 1-2 раза в неделю (45%). Каждый день читают периодические печатные издания 29% россиян; еще 22% россиян, читающих периодические печатные издания, делают это 3-4 раза в неделю; раз в месяц читают периодику 4% жителей России (по результатам исследования компании Step by Step, июль 2005 г.).
Среди периодических печатных изданий наиболее популярны у россиян сборники кроссвордов и сканвордов, их разгадывают 21,7% россиян, за ними следуют издания для женщин (20%), ежедневные газеты (19,7%), рекламно-справочные издания (18,9%), издания о здоровье, семье и уходе за детьми (17,1%), а также ТВ-гайды и издания о кино (16,8%). Другие тематические направления не преодолели десяти процентного барьера. Они выстроились в следующем порядке: автомобильные издания (9,4%), молодежные (8,9%), научно-популярные (7%), издания о поиске работы (6,5%), для мужчин (5,9%), о садоводстве (5,7%), различные каталоги (5,7%), общественно-политические издания (4,7%), деловые издания (4,2%), издания о недвижимости (4,1%), компьютерах (4%), ремонте и строительстве (3,6%), мобильной связи и цифровых технологиях (3,3%), туризме и путешествиях (1,6%) (по материалам исследований компании Comcon).
Сформулируем основные выводы по итогам обзора:
Объем российского рынка печатных средств массовой информации в 2005 году составил 3,57 млрд. долларов США. Медийный рынок относится к числу наиболее динамично развивающихся в России.
Число зарегистрированных печатных периодических изданий в России на 1 января 2005 года составило 46 000 наименований, этот показатель более чем в два раза превышает количество зарегистрированных печатных периодических изданий по состоянию на 1 января 2000 года. Однако, по информации Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, реально в России издается лишь немногим более половины от числа зарегистрированных изданий.
Общий тираж газет, выпускаемых в России, в 2005 году составил 8,312 млрд. экземпляров. По числу названий преимущественную часть российского рынка составляют региональные газеты (90%), доля межрегиональных и общероссийских газет по числу названий невелика (8 и 2% соответственно).
Общий тираж журналов, издаваемых в России, в 2005 году составил 1,865 млрд. экземпляров. Преимущественную долю по числу названий занимают общероссийские издания (92%), доля региональных изданий составляет лишь 8%.
Большинство россиян, читающих периодические печатные издания, делают это 1-2 раза в неделю (45%). Среди периодических печатных изданий наиболее популярны сборники кроссвордов и сканвордов (21,7%), за ними следуют издания для женщин (20%), ежедневные газеты (19,7%), рекламно-справочные издания (18,9%), издания о здоровье, семье и уходе за детьми (17,1%), ТВ-гайды и издания о кино (16,8%).
Источник: businesspress.ru, 07.08.2006