National Geographic начал выходить в России в 2003 году, тогда Национальное географическое общество США провело тендер на выпуск журнала, в котором участвовали Independent Media (ныне IMSM), АСТ, Gruner+Jahr, Burda и ряд других издательских домов. Победителем стала АСТ: входящее в группу издательство "Астрель" получило права на издание National Geographic в России в течение пяти лет.
Но сейчас владельцы марки расторгли договор с "Астрель". Директор издательства Юрий Дейкало это подтвердил. По его словам, тираж российского National Geographic "не соответствовал ожиданиям" владельца марки: "Поэтому у них был формальный повод отобрать лицензию". По данным TNS Gallup Media, в декабре-апреле 2005 года аудитория одного номера National Geographic по России составляла 307 тыс. человек, аудитория GEO - 704,9 тыс. человек, "Вокруг света" - 2078,1 тыс. человек.
Впрочем, Дейкало уверен, что реальной причиной разрыва контракта с АСТ стали давние партнерские отношения Национального географического общества США с владельцем IMSM - финской Sanoma Magazines, которая издает National Geographic по лицензии в Венгрии, Болгарии, Словении, Чехии и Румынии. "Видимо, они продлевали контракты с Sanoma Magazines в других странах и решили отдать им и лицензию на Россию",- предполагает он. Член совета директоров IMSM Елена Мясникова подтвердила факт заключения соглашения о выпуске National Geographic в России, уточнив, что ИД начнет издавать журнал с октября этого года. "Издания о путешествиях - направление, которое серьезно реагирует на рост доходов населения, у этого сегмента есть потенциал. Надеюсь, у нас будет возможность улучшить показатели, просто за счет наличия налаженной системы распространения и опыта Sanoma по изданию этого журнала в других странах",- говорит Мясникова.
Комментарии Национального географического общества США вчера получить не удалось. Эксперты считают решение владельца марки оправданным. "У IMSM богатейший опыт работы как с нишевыми, так и с рассчитанными на широкую аудиторию изданиями",- говорит директор по медиаисследованиям TNS Gallup Media Руслан Тагиев. С нимсоглашается топ-менеджер крупного издательского дома: "Это сложный сегмент, в котором есть очень сильный игрок - "Вокруг света". Но у перехода к IMSM есть смысл как с точки зрения распространения, так и с точки зрения привлечения рекламы: они умеют продавать и рейтинговые, и нерейтинговые издания, кроме того, пакетные продажи в столь крупном издательском доме позволят получить такие финансовые показатели, которых АСТ никак не могла обеспечить".
А замгендиректора по маркетингу группы "Вокруг света" Татьяна Скороходова рассчитывает, что переход лицензии National Geographic к IMSM повлияет на развитие всего сегмента журналов о путешествиях: "Учитывая давний интерес IMSM к проекту, стоит ожидать серьезной маркетинговой активности со стороны издательского дома. Это на руку всем, поскольку привлечет внимание читателей к сегменту".
Марина Носкович
Источник: Бизнес, 08.08.2006