СМИ XXI века: всё будет по-другому

Новости по телефону, статьи по радио, видеоряд в газете... Уже сейчас этим никого не удивишь. Набираешь комбинацию цифр на мобильнике - и слушаешь новости. Открываешь сайт радиостанции "Эхо Москвы" - и читаешь аналитику. Кое-какие газеты уже, говорят, размещают видеоматериалы в своих интернет-версиях.

Заведующая кафедрой ТВ и РВ факультета журналистики МГУ Анна Качкаева считает, что это - только начало великой конвергенции СМИ. Очень скоро, еще "при нашей с вами жизни" от специализации в СМИ не останется и следа.

Телевидение, радио, пресса будут поглощены Интернетом и растворены в нем. Занять достойное место в этой тусовке сможет лишь тот, кто вовремя сориентируется и научится быть многостаночником. Средство массовой информации недалекого будущего должно быть и телевидением, и газетой одновременно, а до читателя доходить через компьютер.

Начнем с того, что изменился потребитель информации. Утренняя газета за завтраком уже не актуальна. ТВ-новости - еще да, но тоже в основном утренние. К вечеру продвинутый потребитель уже знает все. В основном - из Интернета. В крайнем случае - из радиоприемника в автомобиле. В совсем крайнем - из телефона. "Потребитель меняется концептуально, - говорит Анна Качкаева. - Во-первых, потому что он мобилен. Во-вторых, потому что он может выбирать. В-третьих, он абсолютный индивидуал. Все информационные продукты начинают выглядеть как некий фаст-фуд. Это быстро и дешево. Поел - выбросил стакан".

А еще потребитель информации как-то незаметно начал сам становиться ее поставщиком. Сегодня для того чтобы стать читаемым и цитируемым миллионами, не нужно ни заканчивать отделение журналистики, ни числиться сотрудником редакции. Написал, забросил в Сеть - и тебя уже читают. Открыл "живой журнал" - и ты уже редактор, издатель, коммуникатор. Тысячи людей общаются друг с другом, делают друг на друга ссылки и, что самое удивительное, они практически всегда выдают информацию оперативнее профессиональных СМИ. Они свободнее в комментариях, ссылках, оценках. Над ними нет совершенно никакой цензуры. Получается, вот она - настоящая свобода слова? Интернет-телевидение уже существует. Полтора миллиона россиян вообще не видят ни одного канала телевидения (это официальные данные Минсвязи). А 65% россиян смотрят только от 2 до 4 каналов. А Москва, Питер и другие крупные города начинают смотреть телевидение по Интернету. В Москве за полтора года зафиксировано 5 млн. видео-просмотров. Это пока не каналы, а лишь возможность пользоваться скаченным видео, но возможности эти стремительно расширяются. Вы можете с элементарной системой видео-просмотра на вашем домашнем компьютере скачать видео любого ролика, любой программы, любого конкурсанта, который будет завтра.

В будущем, по мнению Анны Качкаевой, будет важен сюжет, а не средство массовой информации. Уже не важно, какой газете или какому каналу вы привыкли доверять более других. Совсем скоро это станет неактуально. Не важно, каким будет носитель, важно - кто добыл и выложил информацию быстрее, интереснее, полноценнее. Редакция будущего СМИ - какой она будет, никто пока не знает. Понятно лишь то, что она станет иной.

Источник: ИРА "ТЕЛЕИНФОРМ", 08.08.2006