Весь мир – блог

Одна из главных фишек эдинбургского фестиваля в этом году – сценические воплощения блогов. Одна из главных историй – постановка самого известного девичьего дневничка всех времен и народов Riverbend: Baghdad Burning. Это истории и наблюдения молодой жительницы Багдада, несколько лет трясущейся под бомбежками, среди ежедневных терактов, шиитских облав, уличных банд, при отсутствии электричества, воды, дров и денег. В программе Fringe эдинбургского фестиваля есть четыре спектакля по блогам – и удивительно еще, что их так мало.

Только в Англии ежедневно регистрируются, по сведениям газеты The Guardian, 80 тысяч блогов. Блоггинг еще недавно был уделом программистов, неудачников, психически неуравновешенных графоманов, эксгибиционистов и прочих извращенцев, но теперь публичные дневники-стенгазеты ведут биржевые аналитики, фермеры, порнозвезды, плотники, психиатры, депутаты, иранский президент и прочие столпы земли.

Еще недавно на блогосферу возлагались огромные надежды: считалось, что создается пространство подлинности, место, где не будет вбросов и выбросов, и каждый будет со всей ответственностью писать только о том, что знает точно. Это было необыкновенно наивно.

Потоки рекламы и продукт плейсмента, откровенной дезинформации, нигерийских писем, фальшивых свидетельств, жульничества с благотворительностью и пропавшими собачками захлестнул живые журналы. Почему же театр начался только сейчас?

Один из возможных ответов на вопрос дает спектакль "Блоггеры: настоящие Интернет-дневники". Оливер Манн, режиссер спектакля в своем интервью The Guardian рассказал, как он бросил работу на телевидении и два месяца занимался поиском удачных блогов. "Я уделял каждому по пять секунд. Если текст не цеплял, переходил к следующему. В противном случае я начинал исследовать архив, чтобы обнаружить арку истории". В результате у него набралось десять кандидатов, все согласились участвовать на условиях анонимности.

Манн выбрал самую простую стратегию: пересекающиеся тексты разных героев, сидящих за компьютером и печатающих текст. Оператор секс-чата, мужчина с агорафобией… Многодетная мамочка, нимфоманка… Компьютерщик с разбитым сердцем… Слишком хорошо, чтобы быть правдой, если честно: хрестоматийные характеры, пограничные персонажи, которых можно описать одной строкой. С другой стороны, из десяти тысяч кандидатов можно было выбрать и не такое. "Я чувствую себя скорее редактором, чем автором. Блоггеры – это что-то вроде антологии".

Дальше по той же дороге находится только реальное телевидение. И авторов, и критиков это беспокоит: от шоу "Дом-2" всех этих секс-чат-девственников отделяет только чувство стиля, чувство меры, вещь неизмеримая и неуловимая.

Совсем по-другому решили проблему театрализации блога авторы пьесы "Девичий блог" – по дневнику иракской красавицы Riverbend (все люди доброй воли верят, что она красавица, а не интеллигентный усатый араб сорока лет). У них полноценный актерский состав: Девушка, Ее Сестра, Ее Мать и незамужняя Подруга. Кимберли Кефген, режиссер пьесы, не изменила ни одного слова оригинального блога, у нее есть действие, движение: дядю похитили ради выкупа, героиня потеряла работу, когда фундаменталисты начали убивать работающих женщин, взрывы, похищения и убийства людей происходят непрерывно.

Кстати, Riverbend продолжает писать в свой дневник: последняя ее запись рассказывает о том, что вооруженные группировки выселяют людей из их домов и квартир.

Семья получает в конверте пулю и записку с предложением выметаться к определенной дате и выметается как миленькая. В пьесе этого нет – запись слишком свежая, но представление о том, что происходит на сцене, это дает.

На сцене не происходит почти ничего. Все это – пули, записки, взрывы, движения войск и убийства женщин, не выходящих на улицу без хиджаба, происходят за пределами пьесы, в пересказе. Для театра – довольно сложное условие. Впрочем, эта проблема успешно решается еще в древнегреческих трагедиях – есть же там роль "вестника".

Театра в стиле вербатим становится все больше и больше. Еще недавно бывшая идиотской шуткой "Экранизация телефонной книги" – артистическая реальность сегодняшнего дня. Остается с любопытством ждать отката: когда достоверность перестанет быть фишкой, что станет основой нового театрального языка?

Источник: advertology.ru, 16.08.2006