Вчера была закрыта сделка по продаже группы компаний "Экстра М медиа". 75% компании приобрела группа "Промсвязькапитал" (ПСК), управляющая небанковскими активами Промсвязьбанка.

Сделка оценивается в $100 млн. Участники рынка считают, что основной интерес для ПСК представляла типография "Экстра М", однако отмечают, что газеты "Экстра М" могут помочь ПСК более выгодно продать свои издательские активы, которыми, по информации "Бизнеса", интересуется южноафриканский медиахолдинг Naspers.

Группа компаний "Экстра М медиа" была выставлена на продажу в январе. Тогда генеральный директор компании Александр Каверзнев говорил, что может быть продано от 60% до 100% компании. Вчера сделка была завершена: пакет в 75% минус одна акция "Экстра М медиа" приобрела группа "Промсвязькапитал", владеющая, в частности, газетами "Аргументы и факты" и "Труд" (см. справку). Источники, знакомые с ходом переговоров, утверждают, что процесс заключения сделки затянулся из-за нежелания Каверзнева продавать весь пакет акций (ему принадлежало 40%, еще 40% - первому заместителю генерального директора Сергею Иванову, а еще 20% - заместителю гендиректора Елене Сироткиной). По словам Каверзнева, после сделки у него остался блокпакет (25% плюс одна акция) "Экстра М". Кроме того, он займет пост президента компании и будет отвечать за стратегию и развитие бизнеса.

Сумма сделки не разглашается. Заместитель гендиректора по производственным вопросам типографского комплекса "Пушкинская площадь" Игорь Лебедев оценивает только типографские активы "Экстра М" в 50-60 млн евро ($64-76 млн). Ранее один из издателей рассказывал "Бизнесу", что 100% акций "Экстра М" оценены в $100 млн. Однако другой участник рынка отмечает, что ПСК покупал "Экстра М" исходя из цены в $70 млн: "У компании очень высокая долговая нагрузка".

ПСК говорил о своем интересе к типографии "Экстра М" еще в январе. Участники рынка объясняли это тем, что собственная типография ПСК, расположенная на улице Правды, может попасть в список предприятий, подлежащих перебазированию из центра Москвы. Президент "Промсвязькапитала" Павел Хохряков не исключает такой возможности, но говорит, что это стало не единственной причиной приобретения "Экстра М". "ИД "Экстра-М" - удачное дополнение наших активов, мы создадим единую дистрибуцию и логистику. Кроме того, у нас теперь две крупные типографии, которые удачно друг друга дополняют", - говорит Хохряков. Игорь Лебедев называет сделку логичной: "Как минимум, они не рискуют потерей типографии, как максимум- получают две".

По оценке участников рынка, в совокупности типографии ПСК займут 40-50% московского рынка газетной печати и станут на ней безусловным лидером. А вот покупка газеты "Экстра М" представляется им не такой логичной. "Ее взяли скорее в нагрузку: всем известно, что доля рынка рекламных изданий сейчас падает", - рассуждает менеджер крупного ИД.

Более оптимистичен президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев: "Бесплатные газеты будут расти. Кроме того, в первом полугодии у конкурентов- "Из рук в руки" и "Центр Плюса" - прибыли снижались, а у "Экстра М" росли". Участники рынка отмечают, что покупка "Экстра М" поможет ПСК не только повысить капитализацию своих издательских активов, но и выгодно их продать. Как рассказали "Бизнесу" несколько участников рынка, интерес к ПСК проявляет южноафриканская медиагруппа Naspers. Павел Хохряков отказался от комментариев, сказав, что "ничего конкретного пока нет". Член совета директоров ИД "СК пресс" Рэм Петров говорит, что в возможном интересе Naspers к ПСК не видит ничего удивительного: "Группа проявляет интерес к странам BRIC: недавно она приобрела активы в Бразилии и Китае и если их что-то заинтересует в России, я не удивлюсь".

***

"ЭКСТА М МЕДИА" издает бесплатные газеты "Экстра М" и "Округа" в крупнейших городах России, справочники, каталоги, издания b2b.ИД принадлежат полиграфический комплекс "Экстра М" мощностью 14,5 млрд полос формата А2 в год, служба распространения "Экстра М курьер", турфирма "Экстра М", здание на Триумфальной площади и ресторан Unicum. Оборот группы в 2005 году составил около $60 млн. Медиахолдинг группы "ПРОМСВЯЗЬКАПИТАЛ" объединяет газету "Труд ",ИД "Аргументы и факты", сеть распространения печатной продукции "Ария-АиФ", "Метропресс", "Мособлпечать" и "АиФ-пресс", типографию "Медиа-пресса".

Источник: Бизнес, 17.08.2006