«Россiю» и «Литературку» трудно пристроить

АФК «Система» ищет покупателей для своих печатных СМИ. Пока ей удалось продать только газету «Метро». Как говорят эксперты, пристроить «Литературную газету» и «Россiю» будет значительно сложнее: инвесторы могут решиться на такое приобретение только ради благотворительных целей или из-за неадекватного представления о ценности масс-медиа.

Компания «Система масс-медиа» -- подразделение АФК «Система», которому принадлежат региональные операторы многоканального платного телевидения и широкополосного доступа в Интернет. Компания владеет 48% «МТУ-Интел», 75% кинокомпании «Тема Продакшн», 50% оператора платного телевидения «Космос-ТВ». По результатам 2005 года, компания получила по стандартам US GAAP выручку в размере 24 млн долл., операционную прибыль -- 3,8 млн долл., чистую прибыль -- 3,96 млн долл.

Еще весной представители «Системы масс-медиа» (подразделение АФК «Система») публично подтвердили, что собираются продать принадлежавшие корпорации газеты: «Литературную газету», «Россiю» и «Метро». Одной из причин этого называлась убыточность газет. По словам менеджмента компании, было решено сфокусироваться на платном телевидении и Интернете.

Почти срезу же нашелся покупатель на газету «Метро»: по сообщениям компании, принадлежащие ей 59,4% акций газеты купили частные инвесторы. Конкретизировать, кто именно и за какую сумму, в «Системе» не стали, но, по словам участников рынка, вероятнее всего, этот актив стоил 5 млн долл. и достался людям, близким к руководству ГУП «Метрополитен». В дальнейшем, как ожидается, газета будет перепродана.

С остальными газетами дела обстоят хуже. На сегодня нет никаких соглашений или каких-либо конкретных решений относительно смены собственников медиаактивов АФК «Система». «Мы компания, акции которой торгуются на бирже, и не можем говорить о том, чего еще не случилось», -- отмечает пресс-секретарь АФК «Система» Ирина Потехина. Однако, по информации собеседника РБК daily, серьезных переговоров о приобретении «Литературной газеты» и «Россiи» не ведется. В то же время есть информация, что если продать газеты не удастся в течение полутора лет, они будут закрыты.

«Литературная газета» -- старейшее российское периодическое издание, созданное еще в 1830 году группой литераторов при участии Александра Пушкина. Сейчас она издается тиражом 83 тыс. экз. По словам одного из участников рынка, на баланс «Системы» она попала вместе с недвижимостью: «Система» заинтересовалась зданием, а обременением здания была «Литературная газета». В свою очередь, «Россiю», издаваемую с 1998 года, как непрофильный актив в корпорацию пристроил один из миноритариев, который был частным инвестором этого проекта.

Эксперты затруднились оценить стоимость этих активов. «Что касается «Литературной газеты» и газеты «Россiя», то однозначно могу сказать, что легче начать новый проект», -- говорит собеседник РБК daily. -- Бренд -- это узнаваемость, аудитория, рекламные сборы, распространение, и главное -- хороший рейтинг цитируемости. Все эти параметры, мягко говоря, ничего не стоят, нужно положить вдвое больше усилий, чтобы изменить имидж этих изданий в глазах потребителя. Проще открыть новый проект, на который могут клюнуть».

Председатель совета директоров Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев считает, что ни одна из этих газет не представляет собой бизнес. «Литературную газету» купит только тот», кто захочет заниматься гуманитарной деятельностью. «Россiя», на мой взгляд, вообще уже никому не интересна. Может, найдется политическая сила, которая будет использовать газету «Россiя» в своих политических целях», -- предполагает г-н Шкулев.

«На мой взгляд, это могут быть только очень экстравагантные инвесторы, переоценивающие те или иные бренды на основании идеалистических представлений их значимости в истории человечества», -- говорит директор по маркетингу и развитию медиаактивов «Промсвязькапитала» Василий Гатов. Но, по его мнению, такой человек может найтись. Он привел в пример Аркадия Гайдамака, «который инвестировал в «Московские новости», считая, что эти финансовые вливания могут вернуться».

Источник: RBC Daily, 07.09.2006