Открывший заседание директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров отметил, что, прежде чем говорить о конкуренции, надо иметь четкое представление о месте электронных СМИ в информационном пространстве России. Пока же, несмотря на высокие темпы распространения Интернета, наша страна явно не является лидером в освоении Сети. За последние полгода хотя бы раз в Интернете побывал 21% населения России в возрасте старше 18 лет. Для сравнения: в Швеции эта цифра равняется 77%, в Австралии - 73%, Германии - 61% и только в Бразилии сопоставима с отечественной - 23%. Если брать более жесткие критерии (обращение к Интернету за последний месяц), то российская аудитория сократится до 14%. Собственно говоря, это и есть активные пользователи Сети, которые, если и не живут в ней, то проводят там значительное время. Кстати, 80% москвичей имеют опыт хождения в Интернет, а примерно половина из них считает его неотъемлемым атрибутом своей жизни.
По последним данным ВЦИОМа, Интернет пока не является самым популярным источником информации в России. Из него предпочитает получать информацию лишь каждый десятый россиянин.
Однако в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах роль Сети как источника информации довольно заметна и, вне всякого сомнения, будет возрастать. В настоящее время Интернетом как основным источником информации пользуются 21% москвичей и петербуржцев, 9-12% жителей других городов и всего 3% сельских жителей.
Всемирная паутина наиболее популярна среди молодежи. В ходе проведенных опросов ей отдали предпочтение 26% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет. Для сравнения: в группе старше 60 лет Интернет популярен лишь у 3%. Более половины лиц, имеющих высшее образование, также активно пользуются Интернетом.
Вышеперечисленные факты позволяют сделать вывод, что в настоящее время Интернет как новое техническое средство скорее подчеркивает существующие в российском обществе различия в получении информации, чем нивелирует их. С его помощью пока не удается ликвидировать имеющиеся образовательные, поселенческие, культурные, ценовые и другие барьеры.
Интернет как форму проведения досуга в настоящее время предпочитают 8% населения России. Для примера, просмотру телепередач отдают предпочтение 60% опрошенных, а прессе - 39%. Причем доля тех, для кого это типичный вид досуга, резко сокращается с 23% в группе 18-24-летних до 2-5% среди представителей возрастной группы старше 35 лет. Кстати, и в США на первых местах по вниманию и по количеству проведенного времени находятся такие традиционные носители информации, как радио, телевидение, пресса. Типичная американская семья из четырех человек тратит в день на радиопрослушивание 3 часа 48 минут, телепросмотры - 3 часа 30 минут, чтение газет - 18 минут, пребывание в Интернете - 6 минут.
Интернет как СМИ в России, конечно, состоялся, но пока не стал общенациональным. Пока он не может серьезно конкурировать с традиционными СМИ ни как средство получения информации, ни как способ проведения свободного времени. Тем не менее, и это особо подчеркивалось на заседании круглого стола, печатные СМИ в настоящее время столкнулись с третьим за последние 100 лет (до этого было радио и телевидение) серьезным вызовом. Однако им есть что противопоставить конкурентам. В традиционных СМИ журналистика более ответственная, работает по более высоким профессиональным и этическим нормам. В отличие от них интернет-журналисты, как правило, очень небрежные писатели и часто публикуют непроверенную информацию. Тем не менее Интернет - самое оперативное средство распространения информации и, вне всякого сомнения, будет достойным конкурентом. Может быть, это и хорошо, так как заставит традиционные СМИ более точно фокусироваться на своей аудитории. Она, безусловно, останется верна печатному носителю, если издатели предпримут соответствующие усилия в интересах читателей.
Как отметила на заседании круглого стола исполнительный директор Института развития прессы Ольга Карабанова, в ближайшее время следует ожидать не тотального вытеснения печатных СМИ сетевыми, а их конвергенции. Уже сейчас традиционные СМИ наряду с печатной версией выпускают ее электронный аналог. Кто найдет оптимальную модель "смычки", тот и выживет.
Исход борьбы во Многом решит битва за деньги рекламодателей. В этом нет ничего удивительного, так как в настоящее время 70% доходов издания составляют деньги рекламодателей и лишь 30% - деньги, полученные от распространения и продажи газет в розницу. В последнее время в мире наблюдается колоссальный рост интернет-рекламы: в прошлом году он превысил 70% и вряд ли будет меньшим в нынешнем. Об объемах электронной рекламы свидетельствует тот факт, что в США к 2008 году она опередит наружную рекламу. Бурный рост рекламы в Интернете помимо всего прочего объясняется и практическим отсутствием какого-либо регулирования и ограничений во Всемирной паутине. Тем не менее ответственные рекламодатели предпочитают традиционные СМИ. Так что итог борьбы печатных и электронных СМИ еще не предопределен.
Источник: Поиск, N36, 11.09.2006