Сегодня обладатели доменов ВладимирВладимирович.ru или gzt.ru могут чувствовать себя в безопасности. Но завтра их права сможет оспорить любой Владимир Владимирович или какой-нибудь «ГлавЗаборТрест».
Если создание имен в Рунете станет объектом регулирования гражданского законодательства, то российские сайты могут просто уйти в офшоры. То есть граждане, компании и организации будут регистрировать, а вероятно, и размещать свои информационные ресурсы за границей Рунета. Российские интернетчики уже предупредили депутатов о возможном ущербе для российского сегмента Сети. Однако вчера думский комитет по гражданскому законодательству одобрил расширение госрегулирования – в том числе и в отношении доменных имен в Интернете.
Через Интернет - в ВТО
Вряд ли создатели четвертой части Гражданского кодекса хотели навредить русскоязычному Интернету. Просто российским чиновникам надоели упреки в слабой защите чужой интеллектуальной собственности. Неопределенные российские законы, по мнению западных критиков, способствуют распространению пиратства и контрафакта, а также очень мешают присоединению к Всемирной торговой организации. Кроме того, приходя в Россию, иностранцы обнаруживают, что доменные имена вроде ford.ru или nestle.ru уже захватили местные кибер-сквотеры, которые, конечно, готовы уступить популярные имена, но только за очень приличные деньги. Чтобы раз и навсегда разделаться с критикой слабой защиты интеллектуальных прав, наши юристы решили не только расширить зону госконтроля, но и ужесточить наказания за различные нарушения. Так, впервые в России будут введены такие санкции, как «конфискация у нарушителя оборудования, устройств и материалов, использованных или предназначенных для совершения нарушения». Предусматривается даже ликвидация проштрафившегося юридического лица или прекращение регистрации провинившегося гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако чем шире зона госрегулирования, тем выше риск ошибок, административные барьеры и издержки бизнеса.
Больше собственности - больше интеллекта
Группа юристов Координационного центра национального домена RU, Российского НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС) и RU-CENTER недавно представила в администрацию президента свое заключение по той главе проекта Гражданского кодекса, которая должна будет регулировать доменные имена. «До 2003 года, когда доменные имена в законодательстве не упоминались, разрешить спор между владельцами товарных знаков и доменных имен было очень проблематично», - говорят юристы РосНИИРОС. Но после внесения изменений в закон «О товарных знаках» ситуация изменилась. Нарушение прав владельца товарного знака мог признать суд, который устанавливал факт бренда в доменном имени в отношении аналогичных товаров и услуг. Таким образом, последние три года в России уже действует вполне эффективная система защиты владельцев брендов. Есть также и примеры успешных судебных разбирательств с кибер-сквотерами и недобросовестными конкурентами. Именно поэтому специалисты по регулированию Сети советуют не усложнять жизнь Рунету путем распространения норм Гражданского кодекса на имена сайтов или доменов. Смысл предложений юристов RU-CENTER состоит в том, что запрещать следует не саму регистрацию популярного доменного имени, а его использование. В этом случае регистрация доменных имен сохранит, как и во всем мире, свой заявительный порядок, а споры между правообладателями и владельцами доменов будут разрешаться в суде.
Однако депутаты, напротив, гордятся тем, что в кодексе появятся новые объекты интеллектуальной собственности - такие, например, как «коммерческие обозначения», «ноу-хау», «доменные имена» или «базы данных», из которых теперь нельзя будет извлекать информацию. Не сомневаются в достоинствах своих новаций и разработчики. Глава рабочей группы по разработке проекта поправок Вениамин Яковлев (бывший глава Высшего арбитражного суда) считает, что «никакого ухудшения действующего законодательства нет, а сам проект готовился с учетом зарубежного опыта и получил положительные отзывы». «Мы уверены, что само по себе введение этого законодательства в рамки Гражданского кодекса придаст ему новый статус и новое значение», - считает Яковлев.
Патент на выкройку
Ведущие американские дизайнеры всерьез озабочены тем, что их модели копируют местные и азиатские производители дешевой одежды. Руководствуясь примером Евросоюза, где уже действует закон об авторском праве на дизайнерские модели, Совет американских дизайнеров моды добивается введения федерального закона, который обеспечит трехлетнее право роялти на продукцию haute couture. Речь идет о регистрации оригинальных дизайнерских решений вечерних платьев, шикарной обуви, а также аксессуаров вроде ремней или оправ для очков в Национальном бюро патентов - в дополнение к ныне действующей процедуре регистрации фирменных логотипов и брендов.
Инициатива модельеров вызвала в США ожесточенные дебаты. В прессе широко обсуждается, следует ли считать модную индустрию искусством, образчики которого являются интеллектуальной собственностью автора. Копиисты утверждают, что воспроизводят модели Versace или Yves Saint Laurent, чтобы оценить их могли даже те, кто не в состоянии покупать одежду в дорогих бутиках. Юристы же говорят о так называемом парадоксе пиратства: копирование дизайнерских моделей способствует быстрому насыщению рынка и, таким образом, заставляет законодателей моды создавать новые яркие образы.
Поправки в законодательство о защите интеллектуальной собственности готовы. Помогут они побороть пиратство?
Сергей Лукьяненко / писатель-фантаст:
«Я абсолютно убежден, что электронное пиратство до конца победить невозможно. Всегда останутся какие-то сети, где книги, музыку и что угодно можно будет скачать. Но, как и любую преступную деятельность, это можно свести к минимуму. Поэтому сейчас я не веду никакой активной борьбы с электронным пиратством. Просто на своей странице сделал возможность легального получения книжек за небольшие деньги. Я бы приветствовал наведение порядка в сфере интеллектуальной собственности и тут же бы выложил свои книги в открытый доступ, чтобы у людей было право выбора. Ведь для писателя в первую очередь интересно, чтобы его книгу читали».
Александра Маринина / писательница:
«Закон может быть замечательным, но исполнять его не будут: то обученных специалистов нет, то непонятно, на кого функции возложены, то просто тягомотина со взятками начнется».
Валерий Белоцерковский / продюсер:
"Это очень тонкое и щекотливое дело. Я считаю, что помимо юридической должна быть еще и этическая экспертиза. И здесь в качестве экспертов должны выступать уважаемые люди - и это будет последней инстанцией.
Всегда найдутся люди, пользующиеся чужой собственностью - интеллектуальной или какой-либо еще! Когда компания Universal пыталась навязывать нам свою музыку, я отвечал, что у нас - не хуже. Вадим Байков написал песню на стихи Ларисы Рубальской «Свет в твоем окне», которая построена на абсолютно фирменных гармониях, и я им ее привел в пример. Они ответили, что песня неинтересная, а ровно три месяца спустя она в слегка видоизмененном варианте вышла у бывшей солистки Spice Girls. Если уж такая фирма не гнушается воровством, то что можно ждать от других?!
Я предложил уладить этот вопрос полюбовно, но они отказались. А когда я сказал, что подам в суд, они пригрозили полностью прекратить карьеру Алсу на Западе. Это был простой шантаж. Эта солистка приезжала сюда, и наши журналисты замучили ее вопросом: «Вам не кажется, что песня украдена у Алсу?» Она же всегда под дурочку косила, говоря, что не слышала о такой певице. Видимо, так менеджеры научили. Так что они воровали, воруют и будут воровать».
Александр Долгин / профессор Высшей школы экономики:
«Я бы поостерегся на данном этапе включать в закон положение, регулирующее обращение художественного контента. Патенты, изобретения, товарные знаки - да! А что касается прав на музыку, литературные произведения - это очень сложный вопрос. Думаю, что копирайт как институт доживает свои последние если не дни, то годы - сейчас стремительно формируется интернет-среда, в которой этот закон просто недееспособен. А если все-таки будет воля сделать его работоспособным, то это колоссальным образом затронет сферы человеческого общежития, в частности личную жизнь, приватные моменты, и потребует больших ограничений привычных свобод граждан.
И тем не менее ничего лучшего, чем копирайт, еще не придумано, да и не может быть придумано, поскольку новая среда и интересы всех ее участников еще не сформировались, а закон как общее правило, которое их должно гармонизировать, очень трудно придумать под неизвестное.
Некоторые страны, вырвавшиеся вперед, очень заинтересованы в этом законе. Это богатые страны, занимающиеся экспортом идеологии под прикрытием художественного контента. Но не факт, что в этом заинтересованы страны, собирающиеся стать богатыми и имеющие собственный потенциал культурного развития, - такие как Россия. Копирайт ставит рогатки на этом пути. Поэтому мудрое правительство должно подумать, а стоит ли идти на поводу полицейских требований ассоциации производителей фонограмм и Голливуда и сажать в тюрьму своих граждан, которые сейчас по причине другого уровня благосостояния не способны платить по мировым ценам».
Артемий Троицкий / музыкальный критик:
«Все это как мертвому припарки. Россия считается страной дураков, поэтому интеллектуальная собственность должна быть у нас всенародной, а не приватизированной некоторым количеством умников или же богатеньких ребят, которые хотят выглядеть таковыми.
Интеллект и знание - это великая сила, и надо уметь ими пользоваться. Но у нас не умеют, и поэтому интеллектуальная собственность становится достоянием проходимцев. У нас в стране огромное количество склочников и маразматиков - будь то детские писатели или композиторы-неудачники, - старых, обиженных и обожающих судиться со всем миром. Нововведения такого рода в гражданском законодательстве дадут им в руки лишние козыри и основания для склочной деятельности. Не нужны нам никакие законы об интеллектуальной собственности. Пусть весь народ за так радуется!»
Источник: Газета, 12.09.2006