Команда в "Ленте" подобралась довольно пестрая, но условно сотрудников нового издания можно было поделить на две группы: "интернетчиков" и "газетчиков". Первые умели делать интернет-проекты, понимали, как работает Сеть и чем можно заинтересовать пользователя. Процесс написания заметок казался им увлекательным творчеством. Вторые полагали это делом привычным и рутинным, но вздрагивали от слов "гиперссылка" или "сервер".
Свежеиспеченная интернет-газета занималась исключительно новостями. Этим, собственно, и объясняется не совсем обычное название. "Лентой новостей" называется продукт, который производят информационные агентства, - своеобразный информационный полуфабрикат, из которого черпают материал газеты, телевидение и радио. Обрушивать это сырье на читателя без предварительной обработки - занятие неблагодарное.
Впрочем, "Лента" этого делать и не собиралась. От телетайпного прототипа был взят только способ подачи - новости шли одна за другой, действительно образуя бесконечную ленту, а также режим публикации - без какой либо периодичности, по мере поступления.
Новый формат оказался удачной находкой: читателю явно понравилось ощущать себя на переднем крае событий и получать информацию из первых рук. Популярность издания росла буквально на глазах: две тысячи читателей в сутки в сентябре, четыре - в октябре, год спустя уже целых десять. Сегодня, когда суточная посещаемость "Ленты" превышает двести тысяч, эти цифры кажутся смешными.
Для "газетчиков", которые пришли в "Ленту" из бумажной прессы, это все было странно и удивительно. Никто не считал количества знаков в их заметках, никто не визировал готовые материалы, не стоял над душой редактора отдела, не ругался из-за перегородки корректор. Поиск новости, полчаса на написание, публикация и снова поиск. Не было и привычной иерархии новостей по серьезности и значимости: текст про крупную телекоммуникационную сделку в США следовал за сообщением о коллизии между финской старушкой и заблудившимся лосем, заголовок о разгроме японской тоталитарной секты мирно уживался с проектом бюджета России на 2000 год. Редакционная политика состояла из одного слова - "интересно". Интересно должно было быть конечно же читателю, но поскольку его обычно не было под рукой, решение принималось на основе вкусов и предпочтений пишущего. "Интернетчики" в свою очередь с удивлением косились на редкостных зануд, порывавшихся ставить в "Ленту" никому не нужное сообщение об отставке чьего-нибудь заместителя или очень скучном заявлении очень важного лица. Зануды не могли объяснить, кому это может быть интересно, но были твердо уверены, что так надо.
Хотя один критерий выбора новостей все же имелся - статистика. Огромное преимущество Интернет-издания перед бумагой заключается в том, что вы точно знаете, сколько человек прочитало тот или иной материал, сколько пользователей ткнуло мышью в каждый конкретный заголовок. Правда, работает этот критерий только постфактум, когда новость уже опубликована. Поэтому предпочтения читателей изучались исключительно методом проб и ошибок. Результаты порой бывали удивительные. До сих пор в редакции "Ленты" живет легенда о слепой треске, которую с завидной периодичностью вылавливал некий норвежский рыбак. Он каждый раз отпускал ее, но через некоторое время вылавливал снова. В конце концов треску поместили в местный аквариум, где она через несколько месяцев скончалась от переедания. Каждая новая заметка на эту тему вызывала бурный интерес аудитории "Ленты". Причины популярности слепой трески так и остались невыясненными, а все попытки повторить успех этого сюжета к результату не привели. Однако эта загадка скорее исключение из правила, в основном процесс понимания, о чем и как нужно писать, шел вполне успешно.
Вообще вся история существования "Ленты" - это история экспериментов, попыток применения "журналистских" технологий в условиях Сети и Интернет-технологий в журналистских целях. Издание то обзаводилось собственным корреспондентом на мотороллере, то пыталось непосредственно общаться с читателем с помощью форумов, устраивало интернет-праймериз и запускало спецпроекты. Что-то не получилось или было отложено на потом, но некоторые вещи прекрасно прижились. Правда, в основном традиционные - аналитические статьи, фоторепортажи, но кроме того и специфические гипертекстовые форматы - сюжетные подборки. Сейчас в "Ленте" увлеченно возятся с проектом "Лентапедия" (представляющем собой попытку "на лету" предлагать читателю новостей энциклопедическую подборку сведений о главных действующих лицах того или иного медийного сюжета, будь то президент России Владимир Путин или Андрей Ульянов, машинист электропоезда, пострадавшего от провалившейся в тоннель метро строительной сваи), а также собираются по случаю семилетия выпустить печатную версию с новостями за последние семь лет.
В одном "Ленте" крупно повезло: редакционная политика по-прежнему не зависит от внешних факторов. Фонд эффективной политики, на деньги которого было создано издание, продал его вскоре после президентских выборов 2000 года. Теперь "Лента.Ру" принадлежит одному из крупнейших российских медиахолдингов Rambler Media. Нынешний владелец не занимается политикой: для "Рамблера" популярное издание - просто бизнес. Так что редакция по-прежнему может писать о том, что интересно. Правда, уже не редактору, а читателям. Как уверяют сотрудники "Ленты", они теперь все знают о вкусах и потребностях своей аудитории.
За семь лет российский Интернет вырос в целую отрасль, превратился из экзотического явления в привычную среду обитания для сотен тысяч человек, место общения и работы. Численность российских пользователей приближается к 24 миллионам пользователей. Технологиями, которые когда-то придумывали в "Ленте", сегодня пользуются сотни больших и маленьких интернет-изданий.
Многое изменилось и в "Ленте": другим стал дизайн, в несколько раз выросла редакция, в которой от стартовой команды осталось всего несколько человек. Вместо двух рубрик - "Россия" и "Мир" - в "Ленте" теперь больше двадцати разделов, кроме статей, фоторепортажей и сюжетов добавились дочерние проекты про автомобили и недвижимость. Тем не менее новости по-прежнему остаются главным продуктом "Ленты" и самой популярной ее частью. Сотрудники "Ленты" говорят, что так будет всегда. Аргументация у них железная: "Новости никогда не кончатся". Значит, и "Лента" тоже.
Источник: Время новостей, 18.09.2006