ИТОГИ Х ЮБИЛЕЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ АРПП

15 сентября в конгресс-парке «Волынское» состоялась X юбилейная отчетно-выборная Конференция Ассоциации распространителей печатной продукции. В работе Конференции приняли участие свыше 60-ти организаций-членов Ассоциации, общественных организаций отрасли, а также представители ведущих издательских домов и фирм-дистрибьюторов. Среди гостей Конференции были генеральный секретарь Союза журналистов России И.А. Яковенко, заместитель председателя комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы И.П. Ткач, Президент СИРПП О.В. Никулина, начальник отдела печати ФАПМК Г.Н. Кудий, руководитель департамента по подписке ФГУП «Почта России» Ю.М. Виноградова и др.

C отчётным докладом выступил Президент АРПП Д.В. Мартынов, который проанализировал историю становления системы распространения печатной продукции в России за период с начала 90-х годов прошлого века до сегодняшнего дня. Руководитель АРПП выделил особую роль московских властей в формировании и совершенствовании рынка прессы, создании благоприятных условий для цивилизованной конкуренции, развитии современных форм торговли периодикой.

Появление в середине 90-х годов нескольких профессиональных общественных организаций, в том числе и АРПП, Д.В. Мартынов аргументировал объективной необходимостью консолидации усилий членов медиасообщества для стабилизации ситуации на рынке, совершенствования налогового и законодательного права в области СМИ, преодоления административных барьеров на пути развития системы распространения, выработки в соответствии с европейскими и мировыми нормами правил отношений между издателями и распространителями и т.д.

С самого начала своего существования, сказал Д.В. Мартынов, АРПП активно занимается вопросами построения цивилизованного рынка печатных СМИ в Российской Федерации, отстаивая права распространителей, участвуя в разработке проектов законов, налаживая взаимодействие со всеми общественными организациями отрасли, распространяя передовой опыт. Наша организация, подчеркнул Президент АРПП, руководствовалась и руководствуется принципом, согласно которому реформирование рынка должно проходить комплексно, по всем направлениям, иначе те сектора отрасли, которые будут страдать от недостатка внимания, рано или поздно придут в упадок, что губительно скажется на рынке в целом.

Значительное место в докладе было уделено ситуации на столичном рынке периодики и деятельности Ассоциации на этом направлении, предпринимаемым АРПП шагам по решению проблем распространения прессы в супермаркетах, совершенствованию института подписки, развитию и укреплению международных контактов, работе по повышению профессиональных знаний членов медиасообщества, информационной деятельности Ассоциации.

Создание по инициативе АРПП Координационного совета из 5 ведущих операторов рынка, поставляющих до 95 процентов печатной продукции в московские и подмосковные супермаркеты, положило конец так называемым «торговым войнам» в этом сегменте распространения. Разработанные Координационным советом Единые для всех участников рынка отраслевых правил сотрудничества в сфере дистрибуции прессы в магазинах самообслуживания были единогласно поддержаны столичными издателями на организованном АРПП в мае с.г. заседании «круглого стола». К сожалению, пока применить на практике эти правила в полной мере не удаётся. Одной из основных причин является то, что Гарантом выполнения правил Координационный Совет признал и призвал Издателей. Однако в тот момент, когда надо было принять не совсем популярные и жесткие меры для выполнения принципов, Издатели на это не решились и, таким образом, функции Гаранта не исполнили.

В целях успешной реорганизации медиа рынка в столице Президент АРПП призвал объединить усилия всех заинтересованных сторон. В Москве, заметил Д.В. Мартынов, сосредоточены крупнейшие издательские дома и фирмы – распространители, которые коллективно способны выработать самые эффективные и, что главное, взвешенные, не односторонние решения для рынка. В связи с этим хотелось бы пожелать руководству Москвы, Комитету по телекоммуникациям и СМИ столицы активнее привлекать всех нас к сотрудничеству.

Большое место в докладе было уделено вопросам подписки. В частности, отмечалось, что только за последние полтора года АРПП неоднократно инициировала обсуждение этой проблемы в профильных комитетах Совета Федерации, Государственной Думы, Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям, в ходе тематических «круглых столов» и информационных встреч. В отчётный период Ассоциацией была разработана Декларация «О рынке подписки на периодические печатные издания в Российской Федерации», которая получила одобрение в медиасообществе. В октябре прошлого года АРПП направила письмо Президенту Российской Федерации Путину В.В. с просьбой рассмотреть возможность оказания на федеральном уровне бюджетной поддержки институту подписки. В полученном ответе из Федерального агентства связи, которое по поручению Экспертного управления Президента рассмотрело это обращение к главе государства, выражена полная поддержка предложениям, содержащимся в обращении и Декларации, относительно частичного финансирования из федерального бюджета мероприятий по обеспечению эффективной и своевременной доставки подписных тиражей населению во всех регионах страны.

Д.В. Мартынов проанализировал деятельность Ассоциации по формированию так называемых «цивилизованных» отношений на рынке прессы. Подчеркнул, что АРПП направляла свои усилия, с одной стороны, на выработку соглашений и Правил между участниками рынка, в попытке создать по примеру Европы самоуправляемый рынок, с другой стороны – на разработку проектов Законов, которые, в случае их принятия, помогли бы существенно «цивилизовать» рынок распространения и придать ему дополнительный импульс для динамичного развития. Не по вине Ассоциации, заметил Президент АРПП, ни одна из законодательных инициатив ни была реализована, а участники рынка, - как издатели, так и распространители, не смогли придти к общему соглашению о принципах взаимодействия на рынке.

Остановившись на международных аспектах деятельности АРПП, докладчик заметил, что эта работа проводилась как путём приглашения крупных специалистов в Россию, на выездные Конференции АРПП в Турции и Египте, так и организацией зарубежных поездок российских делегаций. Продуктивным с точки зрения установления контактов и обмена опытом было участие делегаций АРПП в 50-м Конгрессе «ДИСТРИПРЕСС» в Ницце, в работе IX Конгресса СМИ и маркетинга в польском городе Познань. В отчётный период АРПП приняла в Москве представителей ряда польских и английских фирм. Весьма плодотворно прошли переговоры с делегациями «ДИСТРИПРЕСС», Азербайджана, Армении, Казахстана, Украины и Белоруссии, во время которых были достигнуты договоренности о сотрудничестве.

Специальный раздел доклада был посвящен сотрудничеству с общественными организациями отрасли. У АРПП сложились деловые партнёрские отношения с Союзом издателей и распространителей печатной продукции, Гильдией издателей периодической печати, Медиа Союзом, Национальной Ассоциацией издателей. С этими и другими структурами проводились совместные мероприятия, готовились совместные документы по развитию и совершенствованию рынка и т.п. Д.В. Мартынов высказал позитивное отношение к принятой весной этого года резолюции Конференции СИРПП, в которой предлагается слияние Союза с АРПП.

В 2006 году наметился прогресс в отношениях с НП «Издательская инициатива» и НП «Союз издателей».

Д.В. Мартынов сделал акцент на том, что в стране отсутствует единая нормативная база, которая регламентировала бы государственную политику в области распространения печатной продукции. В различных федеральных законах содержаться разделы, посвящённые отдельным аспектам распространения. Однако целостного документа, который регулировал бы стратегию развития общегосударственной системы распространения печати, пока, к сожалению, нет. В связи с этим АРПП подготовила проекты ряда документов, призванных устранить этот пробел. Принятие данных документов, заметил докладчик, будет способствовать разработке единой государственной политики в сфере распространения печатной продукции в Российской Федерации, унификации механизмов нормативно-правового регулирования возникающих при этом общественных отношений на федеральном, региональном и местном уровнях, формированию единого информационного пространства на территории РФ.

Докладчик рассказал о мерах, осуществлённых по глобальной модернизации сайта АРПП. Отметил, что в результате этой работы значительно повысилась посещаемость сайта. С момента создания сайта (2003 г.) количество посетителей возросло с нескольких десятков до 1500 – 2000 в сутки. Читательская аудитория выходит за рамки России и стран СНГ. Частыми посетителями являются и пользователи дальнего зарубежъя. Имеются данные о посещении сайта АРПП гражданами и правительственными структурами США, Англии, Австралии, стран Западной и Восточной Европы.

В заключении Д.В. Мартынов выразил искреннюю поблагодарить всем организациям, которые откликнулись на просьбу АРПП материально поддержать Ассоциацию при проведении юбилейных мероприятий. Особая благодарность была высказана руководителям компаний-членов АРПП - МДП «Маарт», ИД «Бурда», Группы компаний «Логос» за выделение дополнительных целевых средств на празднование юбилея, а также спонсорам в лице ИД «Вокруг света» и фирмы «Бауэр-Россия».

В прениях выступили: генеральный секретарь Союза журналистов России И.А. Яковенко, президент СИРПП О.В. Никулина, генеральный директор ЗАО «Центропечать» А.В. Попов, заместитель генерального директора ОАО «Агентство «Роспечать» В.И. Кокорев, начальник отдела печати ФАПМК Г.Н. Кудий, директор по развитию ООО «Центр дистрибуции прессы» О.И. Килевой, генеральный директор МДП «Маарт» А.В. Малинкин, генеральный директор «Московского Союза печати» А.В. Сулейков.

На Конференции были приняты следующие документы:

- Резолюция «Об итогах работы АРПП в 2005 году и первом полугодии 2006 года и задачах на 2007 год»;

- Резолюция о «Концепции развития рынка распространения периодической печати в Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу»;

- Резолюция по вопросу совершенствования законодательства в области СМИ, в которой одобряются проект примерного Закона субъекта Российской Федерации «О распространении печатной продукции» и проект примерного Положения об Общественном совете издателей и распространителей печатной продукции субъекта РФ.

- Резолюция о слиянии АРПП и СИРПП.

Состоялись выборы руководящих органов АРПП. По итогам голосования единогласно избраны Президентом Ассоциации распространителей печатной продукции Д.В. Мартынов, Председателем Правления – А.В. Оськин.

По случаю 10-й годовщины со дня создания Ассоциации состоялось награждение генеральных директоров организаций-членов АРПП юбилейными медалями. Наиболее активным представителям министерств и ведомств, общественных объединений отрасли были вручены Памятные Знаки «За значительный вклад в развитие и совершенствование рынка прессы».

В адрес АРПП в связи юбилеем поступил ряд поздравлений от представителей медиасообщества, в частности, от главы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинского, генерального менеджера «Дистрипресс» П. Эмёда, президента СИРПП О.В. Никулиной, президента НП НСРП «Союзпечать» М.В. Литвинова, генерального директора АРПИ «Сибирь» С.Д. Гаврилова, генерального директора журнала "Планета Здоровья" С.И. Клокова и др.

Пресс-служба АРПП