Театр начинается со "Станиславского"

"Независимая газета" приступает к выпуску ежемесячного театрального журнала, первый номер выходит на этой неделе

"Независимая газета" готова объявить о начале нового издательского проекта. На этой недели выходит из печати первый номер нового ежемесячного театрального журнала "Станиславский". Среди многих приложений "НГ" "Станиславский" - первый иллюстрированный журнал, который, подобно "Независимому военному обозрению", будет выходить и продаваться отдельно от газеты, а поскольку журнал этот - театральный, то помимо киосков его можно будет купить и в московских театрах. Несмотря на то что в Москве сегодня выходит около десятка журналов, так или иначе связанных с театром, можно с уверенностью сказать, что "Станиславский" отличается от них не только своим амбициозным названием. Накануне выхода мы разговариваем с главным редактором издания Ольгой Галаховой.

- Ольга, а вы когда-нибудь хотели выпускать журнал?

- Хотела и, кстати, пробовала. Но в советское время ты был полностью защищен в финансовом отношении, не думал о рынке, и совсем новая реальность экономическая сегодня, когда любое средство массовой информации вписано в рынок. Делать сегодня журнал - это совсем другой детектив. У каждого времени - свои подножки.

- Есть ли у вас перед глазами что-то вроде образца? Насколько само имя журнала "давит"?

- Начнем с того, что название придумано не мной, а главным редактором "Независимой газеты" Татьяной Кошкаревой. Первоначальная моя реакция была скорее тревожной, я восприняла его даже с опаской, а потом поняла, что такое название ставит очень интересную задачу. Собственно, фразы Константина Сергеевича разошлись на пословицы и поговорки: "не верю" или "театр начинается с вешалки", разные эти фразы говорят о том, что и Станиславский воспринимал театр во всех его частностях. От театрального буфета, которому он уделял немалое внимание, гримерок, в каком они состоянии, театрального быта, удобства зрителей до вопросов высокохудожественных и теоретических. Станиславский - это мир театра во всей полноте. Тут и художественное творчество, и быт, бытование театра. Задача - сделать журнал для широкой аудитории.

- Это возможно? Ну, по рейтингам, правда, очень мало людей ходят в театр. Или вы предполагаете, что журнал будут читать и те, кто в театр не ходит?

- Знаете, есть люди, которые не ходят в театр и читают театральные рецензии. Есть такие, которые не читают театральных рецензий и не ходят в театр... Исследование, проведенное Олегом Павловичем Табаковым, показало, что подавляющее большинство зрителей выбирают спектакль по совету друга. Даже на телевидение сослалось около шести процентов, а уж про критику вспомнили единицы - меньше процента. В Америке другая ситуация. Моя подруга играла с Дастином Хоффманом. Они сначала проехали со спектаклем по провинции и все было замечательно. Приехали в Нью-Йорк, спектакль для прессы - и все рецензии были отрицательные. Больше спектакль не играли. Там читают и верят. Билет стоит сто долларов, и человек думает - стоит ему платить такие деньги или нет. У нас такого доверия нет. Поэтому мне кажется, нам нужно исходить из того, что нам самим интересно в театре. И делая журнал, мы исходили как раз из того, что сегодня интересно в театре нам. Кто играет, кто не играет, почему не играет, почему перешел из одного театра в другой, почему один актер играет в государственном театре, а другой из него бежит в антрепризу - что его влечет в частный театр? Что сегодня смотрят дети, как и в каких формах начинает жить театр, перетекая из театра в пространство ночного клуба, эстрады и т.д. Не надо сочинять некоего воображаемого зрителя, которому может быть интересно то или это, журнал надо делать интересным прежде всего для себя. Скажем, мне был интересен материал моей коллеги, которая написала статью "Станиславский и его матушка". В этом ракурсе о Станиславском никто не писал. Неизвестно же, из чего творит художник. Отношения с матерью во многих психологических практиках выстраивает личность, но у нас так развивалась наука, что какие-то вещи мы просто не брали в расчет. Нам интересно знать, какие сигары курил Станиславский...

- А налоги платил?

- И об этом напишем обязательно. Все вместе помогает нам понять тип театральной условности, даже какие-то детали театра восстановить. Возможно, наш журнал сумеет восполнить тот пробел в нашем знании и понимании прошедшей жизни. Но, правда, мы совсем не собираемся выпускать нечто вроде "ЖЗЛ". "Станиславский" - прежде всего журнал о театре, в котором будет много информации, полный репертуар московских театров. Отдельно - о спектаклях, которые можно посмотреть с детьми, отдельно - то, что лучше посмотреть без детей, это - ночные клубы, эстрада, то есть театр мы понимаем в широком смысле. Человеку, который ходит в театр, интересно и, то, что происходит в концертных залах. А с другой стороны - время сегодня и возможности таковы, что интерес к театру не ограничивается Садовым кольцом. Нам ведь интересно, что происходит в Париже, Риме, и отправляясь за границу, хорошо знать, что в октябре, например, премьеру под названием "Антоний&Клеопатра" выпускают не только в московском "Современнике", но еще и в центре Лондона. Выходят книги о театре - значит, напишем про книги, про диски с записями спектаклей, про театр на телевидении и т.д. Плюс - очень пестрая картина театральной жизни в самых разнообразных вариантах. Мне кажется, очень современный, удачный макет сделала Ирина Волошина. Слово важно, конечно, но визуальный, зрительный образ в таком, театральном, журнале не может быть малозначительным, он равен слову. Самая главная задача у журнала - он все-таки направлен на то, чтобы театральная аудитория стала больше.

- Это ваш ответ на вопрос "зачем"?

- Ответ на этот вопрос может быть пространнее. Вчера я услышала рассказ о том, как замечательный наш критик Борис Зингерман 30 лет назад предрек развитие европейского театра: театр, сказал он, разделится на коммерческий и некоммерческий. Другое дело, какой ценой ты добиваешься коммерческого успеха. Можно ли на территории культуры достигнуть коммерческого результата? Я, может быть, социальный романтик, но я в это верю.

ОЛЬГА ИГОРЕВНА ГАЛАХОВА - театральный критик, ответственный редактор журнала "Станиславский" - приложения "НГ".

Источник: Независимая газета, 02.10.2006