Первый рабочий день семинара прошел под лозунгом –«Новации и передовой опыт на рынке СМИ». С докладом «Рынок СМИ 2007: перспективы развития» выступил Президент АРПП Мартынов Д.В. Руководитель Ассоциации детально проанализировал ситуацию на отечественном рынке прессы. По его словам, в 2005 году было реализовано в розницу печатных изданий на 1,2 млрд. долларов и на 570 млн. долларов по подписке. Пресса освоила 1,39 млрд. долларов рекламных средств, что составило почти 28 процентов всего рекламного рынка России. Объем инвестиций превысил 1, 3 млрд. долларов.
Вместе с тем в стране наблюдается снижение читательской активности, что в немалой степени можно объяснить неблагоприятной демографической ситуацией. В настоящий период россияне читают в среднем немногим более 7 часов в неделю.
Потребление печатных СМИ в целом не увеличивается. Не растут продажи периодики в розницу. В последние годы происходит изменение структуры печатных СМИ по тематике. Лидирующие позиции начинают занимать бесплатные издания. Углубляется специализация бесплатных газет. К этому сегменту печатных СМИ все больший интерес начинают проявлять рекламодатели и инвесторы.
Указанные тенденции во многом повторяют процессы, которые ранее уже произошли в других странах. Несколько иная ситуация складывается у нас в стране в области рекламы в печатных СМИ. В России рекламный рынок прессы уступает по объемным показателям телевидению, а по темпам роста – Интернету. В других же странах именно печать, а не телевидение занимает большую долю рекламного рынка, т.е. печатные СМИ в зарубежных странах зарабатывают заметно больше телевидения. Их преимущество состоит в разнообразии и возможности выбирать аудиторию.
На рынке прессы страны в последние несколько лет наблюдается активная деятельность по покупке-продаже медиаактивов с последующим созданием или дальнейшим развитием супер медиахолдингов. Схожая ситуация концентрации капитала отмечается и на рынке распространения печатных СМИ.
На основе сделанного анализа ситуации на издательском рынке, Д.В. Мартынов высказал предположения относительно дальнейшего возможного развития этого рынка в ближайшей перспективе, сформулировал прогноз по 2007 год и на более дальнюю перспективу.
Далее президент АРПП остановился на анализе системы распространения печатной продукции. Отметил, что количество розничных точек продаж прессы все еще недостаточно, отставание от европейских норм ощутимо даже в Москве. Это в свою очередь является серьезным препятствием на пути развития рынка.
Доля киосковых сетей в общей структуре распространения прессы постепенно снижается за счет развития других форматов торговли.
Д.В. Мартынов подчеркнул, что консолидация киосковых сетей имеет объективные причины. Сетевым компаниям проще сократить издержки, обеспечивать хороший ассортимент и конкурентоспособные цены. На фоне ухода с рынка ручников и лоточников влияние концентрирующихся розничных сетей стремительно растет. Для их дальнейшего расширения необходимо в законодательном порядке утвердить нормы, ограничивающие возможности местных властей препятствовать установке торговых объектов прессы и способствующие созданию режима наибольшего благоприятствования для развития киосковых сетей.
В последние годы, заметил Д.В. Мартынов, развитие продаж прессы через сети магазинов самообслуживания является одним из наиболее перспективных направлений работы для игроков рынка дистрибуции периодики. Пресса для супермаркетов выгодный товар. Так, в Европе денежная масса в среднем по всему ассортименту супермаркетов оборачивается 11 раз в год, по непродовольственной группе товаров всего 6, а по периодике оборачиваемость составляет 18,3 раза в год. Значительные проблемы для дальнейшего развития этого сектора торговли прессы создают ритейлоры, которые навязывают свои условия, не учитывающие интересы издателей и дистрибуторов.
В оптовом и мелкооптовом сегментах сохраняются низкая рентабельность и большие затраты на содержание этого вида бизнеса. Оборот оптовой торговли в целом постепенно снижается, розничные распространители все чаще заключают прямые договора с издателями, а издатели налаживают собственные структуры сбыта, минуя оптового дистрибутора.
В последний период происходит стабилизация рынка подписки. Общий уровень подписных тиражей меняется мало. Доля традиционной подписки постепенно снижается за счет развития альтернативной подписки. Увеличивается спрос по подписке на местные региональные издания, т.к. в этом случае отсутствуют проблемы с перевозкой тиражей на большие расстояния. Кроме того потребителей привлекают более низкие цены.
Беды и проблемы системы распространения прессы имеют объективную и, прежде всего, экономическую подоплеку. Основная проблема – чрезвычайно низкая, особенно в оптовом звене и нередко в рознице, рентабельность. Этому есть ряд объяснений. Прежде всего, низкие розничные цены. Сегодня ежедневные и еженедельные издания продаются ниже реальной себестоимости, поскольку издержки издателя покрываются за счет рекламных и других доходов.
Во-вторых – постоянно возрастающий уровень затрат распространителя. Низкие наценки распространителей, которые напрямую зависят от низких цен на прессу, не покрывают издержек на организацию продаж и развитие производства.
Рентабельность распространительского бизнеса кроме того снижают риски затрат по всей логистической цепочке прямого и ремиссионного потоков. Все эти затраты и риски несет только распространитель. И этим отечественный рынок печатных СМИ в корне отличается от рынков зарубежных стран, где работа распространителя всегда оплачивается в полном объеме.
В заключении Д.В. Мартынов сделал прогноз развития рынка распространения печатных СМИ на ближайшую перспективу.
На семинаре с докладом на тему «Концепция развития российского рынка печатной продукции на период до 2015 года» выступил председатель Правления АРПП А.В. Оськин.
Он отметил, что одной из причин, отрицательно влияющих на динамичное развитие рынка печатных СМИ, является несовершенство законодательства в этой области. В нашей стране, сказал А.В. Оськин, отсутствует единая правовая нормативная база, которая регламентировала бы государственную политику в сфере распространения печатной продукции. В различных федеральных законах содержатся разделы, посвященные отдельным аспектам распространения. Однако целостного документа, который регулировал бы стратегию развития системы распространения прессы, в стране пока нет. Нет соответствующих юридических актов и на региональном уровне.
АРПП посчитала необходимым восполнить этот пробел и подготовила проект «Концепции государственной политики РФ в сфере распространения печатной продукции». Этот проект был одобрен состоявшейся в сентябре с.г. отчетной Конференцией Ассоциации. Концепция, подчеркнул председатель Правления АРПП, должна содействовать разработке единой государственной политики в сфере распространения прессы, унификации механизмов нормативно-правового регулирования возникающих при этом общественных отношений на федеральном, региональном и местном уровнях, формированию единого информационного пространства на всей территории страны.
В Концепции, заметил А.В. Оськин, сделан акцент на том, что свободный доступ читателей к печатной продукции по собственному выбору является неотъемлемой частью демократического прогресса, национального и культурного самоопределения, а свобода распространения печати - необходимой и неотъемлемой составляющей свободы прессы как таковой.
Согласно этому документу, в стране должны быть созданы благоприятные условия для развития всех форм и методов распространения печатных изданий, выработаны механизмы повышения эффективности продаж прессы, совершенствования технологий распространения. Особое внимание должно быть уделено вопросам совершенствования правовой и организационной составляющих деятельности системы распространения печатной продукции, включая сферу взаимодействия законодательных и исполнительных органов власти всех уровней с субъектами рынка распространения.
Указанные в Концепции цели и задачи, сказал А.В. Оськин, будут достигаться за счет реформирования структуры рынка дистрибуции путем разработки и внедрения на добровольной основе единых прав и обязанностей во взаимоотношениях между издателями и распространителями. Совершенствование законодательства, решений органов исполнительной власти должно способствовать созданию благоприятных условий для придания прессе статуса особого социально значимого товара. Со стороны органов законодательной и исполнительной власти всех уровней необходима поддержка производства и распространения печатной продукции.
Председатель Правления АРПП призвал всех участников семинара поддержать изложенные в Концепции принципы развития механизмов саморегулирования рынка распространения периодической печати и медиаотрасли в целом.
Выступивший на семинаре Генеральный директор МДП «Маарт» А.В. Малинкин рассказал об опыте управления тиражами. Для грамотного решения этой проблемы, заметил А.В. Малинкин, необходимо, чтобы издатель был активным участником всего процесса работы с изданием – от формирования заказа до выкладки продукции в торговой точке. Для этого ему необходимо знать так называемую «историю» торгового объекта, его оснащенность соответствующим оборудованием, динамику продаж, востребованность издания на каждый конкретной точке.
С интересом было встречено выступление директора по дистрибуции ООО «Бизнес Медиа Коммуникации» Н.С. Демидовой, которая осветила проблему работы с электронными версиями печатных СМИ. По ее словам, электронная и печатная версии не должны конкурировать между собой. Они имеют пересекающуюся целевую аудиторию, но разные каналы дистрибуции. Служат одним целям, но имеют разные задачи. Они не замещают, а дополняют друг друга. Электронная версия издания – больше, чем журнал или газета. Это полноценный информационный ресурс. Причем контенты версий не должны совпадать. Более того, электронная версия содержит дополнительную информацию, не вошедшую в печатное издание.
Генеральный директор «СМТП Пресс» К.В. Рясенцев раскрыл тему слияний и поглощений на рынке печатных СМИ. Заметил, что этот процесс в России приобретает все больший размах. Только в 2005 году на российском медийном рынке состоялось 18 сделок по приобретению медиа активов на общую сумму в 600 млн. долларов. Процесс слияния может происходить в форме поглощения, выкупа с долговым финансированием, путем вертикальных и горизонтальных слияний, в виде создания совместных предприятий и альянсов, в результате продажи неперспективных направлений. Создание крупных медиа-холдингов преследует следующие цели: усиление позиций на рынке и наращивание рыночной доли, освоение новых географических зон и экспансия на региональные рынки, выход в новые сегменты рынка, диверсификация бизнес-направлений компании, снижение издержек за счет вертикальной интеграции, реализация крупных инвестиционных проектов.
Генеральный директор ООО «Журнал «Потребитель» С.В. Разин поделился наблюдениями относительно развития в Москве розничных сетей минимаркетов прессы. Дал свою оценку моделям развития розничного рынка периодики в США и европейских странах. Подчеркнул, что американская модель для России, по его мнению, неприемлема.
Об опыте продаж произведений классиков мировой литературы рассказал генеральный директор ООО «Комсомольская правда – Калининград – Газеты в розницу» В.Н. Хитров. Свой проект, сказал он, мы осуществили на основе разработки и при активном взаимодействии с итальянскими партнерами. Реализация проекта продемонстрировала, что наперекор скептикам можно еженедельно продавать до 20 тысяч экземпляров произведений классиков по доступным для населения ценам.
С информацией о специфике распространения прессы на железной дороге выступил начальник отдела рекламы «АРПП «Желдорпресс» И.В. Мягков. В систему «Желдорпресс» входит 6 минимаркетов прессы, 55 киосков. Каждый день предприятие обслуживает свыше 3 тысяч поездов дальнего следования и пригородных, в которых функционируют «магазины на колесах». В отличие от торговых точек других распространительских структур киоски «Желдорпресс» работают круглосуточно.
В ходе семинара проходят двусторонние встречи и переговоры о сотрудничестве на 2007 год. С интересом были встречены презентации издательских домов, которые представили: генеральный директор ИД «Экстра Шанс» Амелина Л.Е., генеральный директор ИД «РОСПО» Березкин А.П., коммерческий директор ООО «Автомедиа» Визер С.Е.
Пресс-служба АРПП, 02.10.2006