А.-Ф. Листевник напомнил, что «Бурда» была первым зарубежным медийным концерном, который вышел на советский рынок, основав в 1987 году советско-германское предприятие «Бурда Моден». В настоящее время в России успешно работают ИД «Бурда», предприятия оптовой торговли прессой «Сейлс» и «Орион», фирма, специализирующаяся на директ-маркетинге «Бурда директ» и компания по продаже по каталогам «Мой мир».
В ассортимент ИД «Бурда» входят 36 периодических журналов, 33 специальных выпуска, а также 9 изданий других издательских домов. Годовой тираж ИД «Бурда» в 2005 году составил 350 млн. экз. При этом тематика изданий охватывает широкий круг читательских интересов.
Далее А.-Ф. Листевник привел статистические данные о количестве фирм, с которыми ИД «Бурда» установил партнерские отношения. Согласно этим сведениям, Издательский дом к 1998 году успешно сотрудничал со 171 российской организацией. Однако после августовского кризиса 1998 года их число сократилось до 13. В результате продуманной работы по восстановлению нарушенных связей к 2006 году удалось повысить численность партнеров до 67.
С большим интересом участники семинара ознакомились с мнением зарубежного специалиста о тенденциях развития российского рынка дистрибуции прессы. По оценкам А.-Ф. Листевника, сдерживающим фактором на пути динамичного развития является непрозрачность этого рынка. Дополнительные преграды создает отсутствие четких правил сотрудничества между издателями и распространителями. Среди особенностей российского медийного рынка глава ИД «Бурда» назвал рост потребительского спроса на развлекательные издания, консолидацию медиа активов и высокий уровень конкуренции, усиление позиций региональных издательств, усиления конкуренции среди женских журналов.
Анализируя ситуацию в различных сегментах системы распространения А.-Ф. Листевник обратил внимание на слабое развитие прямых отношений регионального оптового дистрибутора с розницей. В России все еще мало количество точек по продаже прессы и, как следствие, недостаточная обеспеченность прессой жителей значительного числа регионов. Издатель не получает актуальную и детальную информацию о ситуации на рынке и продажах. У оптовиков отсутствует стратегическое видение относительно емкости рынка. Развитию мешает неосвоенный потенциал сбыта продукции.
В качестве перспектив для оптового звена А.-A Листевник назвал развитие розничных мест продаж и заключение прямых договоров с розницей.
Рознице, по словам главы ИД «Бурда», необходимо создавать новые точки продаж, добиваться их экономической самостоятельности. При этом должна присутствовать финансовая заинтересованность от рядового сотрудника до владельца.
Кроме того, по мнению А.-Ф. Листевника, выкладку продукции следует ориентировать на лучшую продаваемость. Порочна практика взимания платы за присутствие издания на полке. Розничная торговля должна финансироваться из оборотов от распространения, а не из взносов за выкладку.
Значительное место в своем выступлении А.-Ф. Листевник посвятил проблемам рентабельности. Добиться оптимальных размеров рентабельности, по словам главы ИД «Бурда», мешает ряд факторов. Отсутствие соглашения между распространителями от опта до розницы и издателями о размере затрат, связанных с продажей прессы, а также о наценках (затраты плюс прибыль). Каждая сеть определяет «пороги» рентабельности самостоятельно. Плата взимается за вхождение в сеть, за приоритетную выкладку, за поддержание издания в ассортименте сети.
Вместе с тем, считает А.-Ф. Листевник, должна существовать единая схема расчета рентабельности для всех сетей. Схема расчета рентабельности - это не коммерческая тайна. Непродающиеся издания могут выводиться из ассортимента точки продаж в случае нулевых продаж. При желании издатель может оплачивать присутствие журналов в розничной точке, компенсируя согласованные затраты продавца.
Глава ИД «Бурда» подтвердил заинтересованность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с АРПП, в том числе и в плане организации семинаров-стажировок для российских распространителей в Германии.
О работе почтового ведомства страны в сфере подписки рассказала главный специалист департамента по подписке ФГУП «Почта России» Ю. А. Елистратова. После проведенных структурных преобразований и совершенствования деятельности подразделений почты во втором полугодии 2006 года наметились позитивные тенденции в работе института подписки. Общий подписной оборот возрос до 8,4 процента, а суммарные подписные тиражи увеличились на 0,4 процента. Таким образом, прекратилось падение, и начался рост подписных тиражей. Этому способствовали, в частности, объединение региональных управлений почтовой связи в единое предприятие, введение единой системы тарификации. Теперь ценообразование в почтовой сети контролируется каждым участником подписного рынка, а подписные цены определяются до начала подписной кампании. Кроме того, издатель получил возможность регулировать цены своих изданий для каждого региона до начала подписной кампании, а подписные агентства теперь выпускают каталоги с конечными подписными ценами.
Прогрессу в подписной сфере способствовало и тесное взаимодействие «Почты России» с Федеральной антимонопольной службой.
В качестве дальнейших шагов по укреплению института подписки Ю.А. Елистратова назвала переход на годовой цикл подписки с 2008 года, что позволит минимизировать затраты издателей и приведет к удешевлению подписки. По мнению выступающей, должна претерпеть изменение и ценовая политика издателей, т.е. необходимо переосмысление ценообразования для розницы и подписки, а также внедрение разумного ценообразования для почты и альтернативных фирм.
Свои пояснения по этой теме высказал Председатель Правления АРПП А.В. Оськин, который заметил, что доля подписки в общем объеме печатной продукции во многом зависит от политики государства и позиции издателей в тех или иных странах. Так, в Канаде и США, где подписка составляет 88 и 85 процентов соответственно от общих тиражей, скидки издателей для подписки составляют около 56 процентов, а доставка составляет 0,3 евро на экземпляр. В Великобритании же скидка издателей составляет лишь 20 процентов, а стоимость почтовых услуг доходит до 0,82 евро на 1 экземпляр. По этим причинам подписка в Великобритании непопулярна и находится на уровне 12 процентов. В России этот показатель равен 29 процентам.
Директор департамента технологий и качества ООО «МАП» Морозов С.В. рассказал о работе в области создания интегральной системы управления. В своем выступлении на тему «Система менеджмента качества: опыт внедрения и использования в распространительском бизнесе» он заметил, что данная система активно взаимодействует с окружающей рыночной и конкурентной средой посредством преобразования через собственные бизнес-процессы входящих материальных и информационных потоков в исходящие товары или услуги. Система менеджмента качества ООО «МАП» сертифицирована в 2003 году на соответствие требованиям российских и международных стандартов ИСО 9001.
В этот же день по приглашению ИД «Бурда» состоялся выезд участников на театрализованное представление «Турецкая ночь». Данная культурная программа была посвящена 10-летию работы ИД «Бурда» на рынке России. С юбилеем плодотворной работы руководителя ИД «Бурда» поздравил Президент АРПП Д.В. Мартынов. Изысканная восточная кухня, своеобразные танцы и мелодии «Турецкой ночи» хорошо дополнили деловую часть семинара. Участники семинара приняли участие в традиционном турецком шутливом конкурсе на лучшее исполнение «танца живота».
Пресс-служба АРПП