The Economist не прав!
«Позиция The Economist предвзята, — заявил Хуан Антонио Гинер, вице-президент Innovation. — Газеты никто не убивает. Только за последние 3 недели произошел ряд событий, подтверждающих тот факт, что рынок печатных СМИ растет. Например, Le Monde решила выпустить бесплатную газету. В Швеции появились 3 новых бесплатных газеты, в Англии — 2 новых вечерних, в Португалии — одна из самых известных газет Espresso — стала выходить в небольшом формате „берлинер“. В Португалии начали выпускать общенациональную газету „Солнце“. Все это свидетельствует о том, что рынок растет».
Диктат потребностей
Успех газет, по мнению издателей, сегодня зависит от их способности приспосабливаться к потребностям потребителей, чье свободное время подчинено возросшему темпу жизни и ограничено количеством задач, которые необходимо решить. По словам г-на Гинера, в поле зрения читателя попадает лишь 10% контента, остальные 90% остаются «за бортом», поэтому очень важно, чтобы материалы в газетах были яркими и информативно ценными. Еще одно слагаемое успеха — использование цифровых инноваций, таких, например, как подписка в формате pdf, которая дает возможность не только читать издание на компьютере, но и подписываться лишь на интересующие рубрики.
Сегодня многие газеты переходят на меньший формат. Это позволяет и сохранять завоеванные позиции, и привлекать новых читателей. «Компактный формат не только удобен для чтения, но и более рентабелен. Кроме того, он повышает эффективность рекламы, так как редакционных текстов становится меньше и, соответственно, внимание акцентируется на рекламных материалах, — комментирует генеральный директор WAN Тимоти Болдинг. — Тираж газеты The Independent после смены формата вырос на 15%, Guardien — на 8%». Наряду с уменьшением формата газеты экспериментируют с цветом и «глянцем». Еще одна тенденция, которая наметилась на мировой рынке и ведет к успеху — новые «облегченные» версии «тяжелых» серьезных газет. Так, Welt увеличила читательскую аудиторию на 70 тысяч, благодаря новой «облегченной» версии.
Стали выходить газеты в ранее неохваченном сегменте — «середины дня», рассчитанные, прежде всего, на людей, которые возвращаются домой после ночной смены.
На рынке начали появляться газеты для эмигрантов. Например, у The Independent в Ирландии есть приложение на польском языке. По словам Тимоти Болдинга, газеты для эмигрантских сообществ имеют большой потенциал, который еще даже не исследован.
Бесплатно не только в мышеловке
Появление бесплатных газет — тенденция многих стран. Бесплатным газетам сегодня принадлежит 6% рынка ежедневных газет мира. В Европе на их долю приходится 17% ежедневных газет, в Дании бесплатные газеты занимают 64%, в Испании — 54%. Рынок бесплатной прессы постоянно растет: недавно в Дании вышли из печати 3 бесплатные газеты для семейного чтения. Идея бесплатности овладела даже крупными издательскими домами: серьезные газеты перестраиваются на бесплатные варианты. Более того, по словам г-на Гинера, все бесплатные газеты принадлежат тем компаниям, которые выпускают платные.
«Бесплатные издания привлекают потерянное для газет поколение, молодых людей, новых рекламодателей», — считает г-н Болдинг. В Испании число читателей выросло, благодаря появлению бесплатных газет. Бесспорными лидерами в сегменте бесплатных СМИ стали «Metro» и «20 минут». Появляются бесплатные нишевые издания — спортивные, бизнес-газеты.
Газеты в режиме онлайн
Ниша онлайн-СМИ все больше привлекает внимание издателей традиционных бумажных изданий. Удачи коллег вдохновляют на походы в Интернет. Запущенный The New York Times платный ресурс Times select позволил привлечь 200 тысяч подписчиков для печатной версии и заработал с января этого года 6 млн долларов. По словам г-на Болдинга, все газеты увеличивают объем аудитории, когда выходят на 2 платформы: стандартную и онлайновую.
Еще одна интересная тенденция сегодняшнего дня — развивающая гражданская журналистика или, проще говоря, блоги. Многие мировые газеты уже предложили их своим читателям, и 8 из 10 человек этим воспользовались. «Люди готовы тратить деньги на Интернет и мобильные услуги, они хотят участвовать в создании газет, поэтому мы должны инвестировать средства в эти области и развивать их, отслеживая новые технологии», — говорит Т. Болдинг.
Распространять, чтобы жить
Основной проблемой на рынке прессы по-прежнему остается распространение. За рубежом, по словам Тимоти Болдинга, издатели объединяются для эффективного решения этой задачи. «Мы можем конкурировать в тиражах, контенте, но, что касается распространения, мы готовы заказывать одну машину на всех, чтобы сократить издержки и сделать этот процесс более эффективным», — сказал он. «Надо сделать распространение более эффективным, чтобы газеты выжили. Но говорить о том, что газетная индустрия умирает, рано», — поддержал Гинер.
У России есть шансы
Сегодня из общих 800 млрд долларов, которые приходятся на долю рекламных доходов во всех СМИ, 179 млрд долларов принадлежат газетам. В мире выпускается 770 газет, и они являются вторым по величине средством рекламы после телевидения на глобальном медийном рынке. К сожалению, по словам вице-президента ГИПП Евгения Абова, в России ситуация несколько другая. Но, как предположил Тимоти Болдинг, в ближайшие годы российская пресса может обогнать Чехию, Польшу, Румынию, продемонстрировав убедительный рост доходов от рекламы и продаж тиража. «У российского рынка прессы есть все предпосылки для роста, если только правительство предоставит ему возможность развиваться, — говорит Т. Болдинг. — Согласно нашей оценке, Россия сейчас занимает второе место после Польши в списке развивающихся стран и является одним из наиболее динамично растущих рынков по тиражу. И такая ситуация будет сохраняться еще в течение 5 лет.
Но, между тем, сегодня проникновение газет в России очень низкое: на тысячу человек приходится всего 24 газеты, что намного меньше, чем в Чехии (175), Венгрии (139) и Польше (84). В среднем, российские граждане тратят на газеты всего 6 долларов в год, в то время как американцы более двухсот. Рекламные доходы на душу населения в России составляют 4 доллара в год, в Бразилии, для сравнения, — более 10 долларов. Однако, как отметил Тимоти Болдинг, у России перед другими странами есть неоспоримое преимущество, которое будет способствовать росту — высокая образованность населения.
Источник: Media Atlas, 05.10.06