X юбилейный семинар АРПП в Турции. (День второй) Основная тема - дистрибуция прессы в супермаркетах

С докладом «Пресса в супермаркетах: мировые тенденции и российский рынок» выступил Председатель Правления АРПП А.В. Оськин. Докладчик подробно проанализировал системы распространения прессы в США, Великобритании, Германии, Австрии и оценил место, которое занимает в них сегмент в магазинах самообслуживания.

На основе этого анализа и с учетом других факторов А.В. Оськин очертил круг общемировых тенденций, присущих данному сектору распространительского бизнеса. Практически повсеместно происходит перераспределение доли рынка в пользу межрегиональных и региональных сетей. Во многих странах в сетях супермаркетов происходит снижение объемов тиражей, замедляется рост оборотов рынка, увеличивается уровень возвратов, снижается доходность розничных продавцов и издателей, нарастает процесс ослабления оптовых кампаний.

По наиболее опасному для дистрибуторов пути развивается рынок США. В результате этого в данной стране создана ситуация, когда сети супермаркетов предпочитают работать с одни оптовиком в масштабе всей страны. Ожесточенная конкурентная борьба и демпинг стали причиной банкротства большинства распространительских фирм, а у оставшихся на плаву немногих оптовиков резко упала доходность. Не связанные законодательными и иными ограничениями ритейлоры требуют выплаты бонусов за присутствие изданий в ассортименте в размере 10% от объемов поставки. Малотиражные и малодоходные издания не принимаются оптовиками к распространению или издателям приходится платить значительные средства за присутствие в сетях. Налицо диктат сетей, которые смогли навязать свои условия, пользуясь разобщенностью и противоречиями между издателями и распространителями. Число розничных сетей в США сократилось на 40 тысяч. Количество изданий сократилось на 30%, тиражей – более, чем на 20%.

Далее А.В. Оськин рассмотрел отечественный рынок продаж прессы в супермаркетах. За последние 3-4 года, отметил он, объем продаж периодики в Москве через супермаркеты увеличился в 4 раза и на сегодняшний день составляет около 16 процентов розничного рынка печатной продукции.

В регионах России ситуация выглядит несколько иначе. Доля магазинов самообслуживания в общем объеме продаж прессы не превышает 3-4 процентов. Однако региональный сектор быстро развивается. Среднегодовой рост количества супермаркетов в регионах составляет 150 процентов. И эта тенденция, по мнению докладчика, сохраниться и в дальнейшем.

Продолжила тему директор департамента продаж ООО «ЦДП» Н.Ф. Гусакова, которая выступила с сообщением «Основные тенденции распространения прессы в супермаркетах в 2007 году». По ее данным, в России наблюдается стабильная тенденция прироста количества супермаркетов в среднем на 25 процентов в год. Так, в 2003 году общая численность магазинов самообслуживания составила 1413, в 2004 году – 2177, в 2005 году – 2716.

Вместе с тем по количеству супермаркетов на 1 млн. населения Россия занимает предпоследнее место со скромной цифрой - 18,4. аналогичный показатель в Чехии составляет – 110, Польше – 80, Венгрии – 81, Словении – 61. Наибольшая концентрация всех сетей различных форматов представлена в столичных городах, в которых сетевым ритейлорам уже становится тесно. Поэтому отечественные и западные фирмы начали стремительно захватывать регионы.

Н.Ф. Гусакова дала подробную характеристику крупнейших федеральных сетей, рассказала об особенностях распространения в них прессы, требовавших выдвигаемых ритейлорами дистрибуторам.

О принципах создания ассортиментной матрицы в супермаркетах рассказал председатель совета директоров ЗАО «Экспресс – Медиа» В.Г. Каспаров. В целях увеличения продаж и удовлетворения читательского спроса, отметил он, приходится вести кропотливую работу по формированию ассортимента и размещению печатной продукции на торговых площадях.

От первоначально применяемой линейной выкладки изданий пришлось отказаться, поскольку такая матрица усложняла работу по обеспечению полноты представленности всех изданий. На смену ей пришел вариант планограммы, сформированной по блокам.

При составлении матрицы помимо учета уровня продаж и спроса покупателей всегда принимается во внимание социальная значимость изданий. Докладчик подчеркнул, что только совместными усилиями ритейлоров, издателей и дистрибуторов можно сформировать правильный ассортимент, который удовлетворит все заинтересованные стороны, в том числе и потребителя.

Директор по развитию ООО «ЦДП» О.И. Килевой выступил с докладом на тему « Стандарты и нормы в сегменте рынка магазинов самообслуживания». В целях дальнейшего поступательного развития медиарынка, по мнению докладчика, необходимо разработать и внедрить стандарты , по которым будут работать все участники рынка. При этом, в зависимости от профиля деятельности участников, стандарты могут быть – отраслевые, межотраслевые и государственные.

Для выработки и формализации стандартов О.И. Килевой предложил создать отраслевой Комитет по стандартизации, который должен позиционироваться как аутсорсинговая структура и функционировать по проектной методологии. При этом медиасообщество должно выступать в роли спонсора и заказчика разработки того или иного стандарта, обеспечивая Комитет по стандартизации ресурсами и финансированием в целях разработки и внедрения стандарта.

Заместитель генерального директора ЗАО «Бизнеском» Л.Г. Ковалева провела тренинг на тему «Эффективный генеральный директор». В ходе тренинга, в котором приняли участие и выступили с изложением своих позиций генеральные директора «Сегодня-Пресс» г. Воронеж И.А. Тимофеев, «Нева-Пресс» И.Н. Васильева, «АРПИ «Сибирь» С.Д. Гаврилов, «ЦДП» Гранкин Д.Е., ИД «Бурда» А.-Ф. Листевник, «Бауэр-Россия» Корнелиус ван дер Кольк. В ходе тренинга был рассмотрен вопрос, почему важно, чтобы сотрудники доверяли генеральному директору.

Участники тренинга обсудили технику формирования доверия в компании, создания благоприятного климата в коллективе. В итоге был сделан вывод, что эффективный директор – это тот директор, который всегда может поделиться своим опытом с коллегами, а также перенять передовой опыт других компаний и эффективно использовать его у себя на предприятии.

В завершении рабочего дня участники семинара приняли участие в культурной программе.

Пресс-служба АРПП