Бывший совладелец небольшой нефтяной компании "Атлас" Игорь Сырцов возглавил вновь образованное ФГУП "Почта России" четыре года назад. После распада СССР почта долгое время находилась в состоянии клинической смерти. Объемы пересылаемой корреспонденции по некоторым ее видам сократились в 20 раз. Избежать краха удалось благодаря начатой в конце 2002 г. реструктуризации - объединению разрозненных почтовых активов под крышей ФГУП с одновременным технологическим переоснащением и перестройкой бизнеса.
АВГИЕВЫ КОНЮШНИ
"Юридическая самостоятельность 90 госучреждений почтовой связи, раздробленность и отсутствие единого центрального управления, которые привели к потере контроля за деятельностью УФПС (управлений Федеральной почтовой службы. - )", засилье бумажной технологии и маленькая зарплата сотрудников - так в отчете "Почты России" за 2004 г. было описано состояние отрасли к моменту реструктуризации. Более половины УФПС были убыточны, корреспонденция застревала из-за того, что не было ответственных за ее доставку между регионами. Обязательства системы почтовых переводов превышали активы примерно на 2,8 млрд руб. Сырцов начал перестройку.
Сейчас большую часть доходов почта получает именно благодаря системе денежных переводов "КиберДеньги". Новая электронная технология была запущена в конце 2003 г. Она была ориентирована уже не на традиционные переводы населения, на которых почта зарабатывала 15-20% дохода благодаря сверхвысокому тарифу - 10%. Тариф компенсировал издержки, связанные с технологической отсталостью. "При бумажной технологии скорость осуществления переводов была равна скорости доставки почтовой корреспонденции - от двух недель до месяца", - вспоминает руководитель дирекции по коммерческим операциям "Почты России" Игорь Мандрыкин. Отправитель приходил в отделение связи, заполнял бланк перевода, платил деньги, и этот бланк с обычной почтой в мешках пересылался в тот населенный пункт, где находился получатель. В такой ситуации о развитии финансовых услуг не могло быть и речи - никакой банк не станет ждать две недели, пока до него дойдет информация о переводе. "Мы оказались в ситуации абсолютной неконкурентоспособности по сравнению с любой действующей тогда системой денежных переводов и в 2003 г. стали внедрять электронную технологию, - рассказывает Мандрыкин. - К нашему счастью, у "Почты России" появился хороший продукт для передачи информации, когда в стране начался бум на рынке потребительского кредитования". Благо выдачей розничных кредитов всерьез занялся не только Сбербанк, которому, как обладателю крупнейшей банковской сети, услуги почтовиков были ни к чему. Другие банки не могли похвастать мощной филиальной сетью или понимали, что быстро ее не создать, - если вообще это нужно. И стали партнерами "Почты России".
ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Когда благодаря новым технологиям максимальный срок прохождения денег снизился до 72 часов, в "Почте России" задумались об их выгодном применении. "Мы стали искать, для кого важен новый продукт, и в первую очередь обратились к пионерам потребкредитования - "Русскому стандарту" и Хоум Кредит энд Финанс Банку, - вспоминает Мандрыкин. - Ведь для банков важен срок получения не столько денег, сколько информации, а выписки по счетам мы уже могли предоставлять до 12 часов следующего за платежом дня". Первым предложил своим заемщикам гасить розничные кредиты через почтовую сеть "Русский стандарт" (РС). Пришлось "пободаться" по тарифам: 5-8% по переводам населения, которые поначалу предлагали почтовики, банкиров не устраивали, так и появилась первая шкала комиссий для корпоративных клиентов "Почты России" - подешевле (3%). Сейчас среди партнеров почты больше четырех десятков банков, ее крупнейшие корпоративные клиенты - активисты рынка потребкредитования: РС, ХКФБ, Инвестсбербанк, Росбанк, Ситибанк, Райффайзенбанк, "Ренессанс Капитал", "Русфинанс".
Запуская массовое потребкредитование в регионах, в "Русском стандарте" понимали, что рано или поздно встанет вопрос погашения ссуд по всей стране. Требовалось радикальное решение для регионов. Там у РС все начиналось с четырех банков-партнеров, располагавших одним-двумя отделениями, вспоминает первый зампредправления банка Дмитрий Руденко. С ростом объемов кредитования в РС поняли, что договариваться с отдельными банками - занятие неблагодарное: долго, возникают взаимные риски, кредитные комитеты и т. п. Если банк маленький, неизбежны очереди и скандалы. Если большой, это не устраивает сам РС. "Использование чужих банковских окон приводит к тому, что ваш клиент начинает покупать чужие банковские продукты", - объясняет Руденко. РС в 2003 г. обратился в Сбербанк, но руководители последнего дали понять, что им такое сотрудничество неинтересно. Почта также представляла собой огромную сеть, но при этом не занималась банковскими переводами. Здесь договориться удалось. Сбербанк проспал серьезного конкурента в сегменте денежных переводов, уверен Руденко: "Когда все начиналось, на почте умели только марки наклеивать, а теперь это мощная и хорошо оснащенная структура с массой партнеров. А ведь этот бизнес мог приносить деньги Сбербанку".
Получив от ворот поворот в Сбербанке, "Русский стандарт" пришел к почтовикам. Те работали по бумажной технологии. Электронные переводы еще только пыталась внедрять небольшая группа фанатов из технологического центра. "Мы быстро нашли общий язык: от них требовались техническое решение и внедрение, от банка - клиентский поток", - вспоминает Руденко. Тариф для "Русского стандарта" был установлен в том же 2003 г. и с тех пор не менялся. Почтовым менеджерам казалось тогда, что оборот в 1 млн руб. - это "безумные деньги". Такую планку и поставили РС: если банк ее возьмет, комиссия будет зафиксирована на уровне 1%. Первый миллион был сделан меньше чем за неделю. 2004 г. стал переломным в партнерстве: благодаря быстрому развитию сети почта перетянула на себя от банков почти весь поток транзакций в счет выплаты кредитов РС. Клиенты "Русского стандарта" умели считать: тройная разница в тарифах сыграла на руку почтовому ведомству. Сейчас альтернатива ему лишь банкоматы с функцией приема денег, которыми РС оснащает города с населением свыше 200 000 человек, где за платежи комиссия не взимается.
ГРОМАДЬЕ ПЛАНОВ
Ежемесячно свои кредиты через почтовую сеть банкам выплачивает сейчас около 9 млн россиян, а у двух лидеров рынка потребкредитования - "Русского стандарта" и ХКФБ - оборот здесь доходит уже до 80% выданных ссуд. Год назад объемы переводов между физлицами практически сравнялись с оборотом услуг в пользу коммерческих банков.Теперь среди корпоративных клиентов для почты на первом месте банки, а уже затем - посылторговые компании, которые отправляют свои товары населению и получают плату почтовыми переводами.
В этом году тарифы для корпоративных клиентов стали самыми низкими на рынке денежных переводов, с гордостью рассказывают банкирам почтовики, агитируя за партнерство. Они пробили отметку в 1% - теперь за услугу взимается 0,7-2,5% в зависимости от ежемесячных объемов и средней суммы перевода. Правда, банкиры предпочитают не тратиться сами - большинство перекладывает выплату комиссий на клиентов.
Финансовые услуги уже приносят ФГУПу самые высокие доходы - 47% по итогам 2005 г., но самая большая статья здесь - выплата пенсий и пособий. Традиционные услуги почтовой связи - доставка письменной корреспонденции, посылок и прессы - на втором месте с долей 35%, на третьем - реализация товаров и услуг с 18%.
На почтово-банковских услугах "Почта России" пока зарабатывает скромные 4,5%, или около 10% от всех финансовых услуг. Но спрос на них быстро растет, и в течение ближайших пяти лет эта доля достигнет 15-18%, считают в руководстве почтовой отрасли. "Доля доходов от доставки пенсий будет сокращаться, традиционные денежные переводы населения будут расти на 15-20% в год, а вот почтово-банковские услуги станут доминирующими - именно их мы и собираемся развивать", - говорит Мандрыкин. В планах "Почты России" - занять "заметную нишу" в выдаче и погашении кредитов, приеме денежных средств во вклады и выдаче вкладов, организации выдачи наличных по картам, реализации ценных бумаг. По последним готовится пилотный проект, сущность которого, равно как и имя партнера, почтовики не раскрывают. Тем временем расширяется спектр услуг, которые почта предоставляет совместно с банками.
Сейчас ФГУП вместе с ХКФБ реализует проект "Кредит почтовым переводом" примерно в 100 отделениях почтовой связи в 29 регионах. Стартовал проект в начале 2006 г. в Петербурге. О первых результатах эксперимента банк и почта сообщать отказываются, но уверяют, что довольны ими. "Мы верим, что эта услуга будет востребована клиентами банка, а в будущем количество отделений, через которые этот продукт предоставляется, будет расти", - говорит Мария Понкратова, директор по стратегическим коммуникациям ХКФБ. Воспользоваться услугой могут только проверенные клиенты: через отделения связи банку переправляются документы для активации уже полученной по почте кредитной карты, после чего банк проверяет наличие лимита на своего заемщика и высылает деньги по почте.
Свой эксперимент с почтой затеял "Межпромбанк Плюс", который в мае ввел депозит для физлиц "Почтовый" и пообещал, что теперь "житель практически любого населенного пункта страны" сможет через почтовое отделение открыть вклад и проводить с ним операции. Он не первый - по аналогичной схеме работают, к примеру, Связь-банк, "Уралсиб" и Банк Москвы, в котором уже 37% от объема размещенных вкладов до востребования оформляется через почту. А Россельхозбанк готовится через почту не только принимать денежные средства для зачисления на депозиты, но и кредитовать селян. Банк уже подписал с "Почтой России" генеральное соглашение по организации работы с его клиентами через отделения связи и и ожидает, что ежемесячный объем денежных переводов составит порядка 1 млрд руб. Для клиентов они будут бесплатными, а банку обойдутся в 1,1%. Правда, заявку на кредит заемщику придется лично подавать в банковский офис, который в случае положительного рассмотрения документов перечислит средства через почту. Связь-банк, похоже, пошел дальше всех и начал открывать на почте полноценные банковские отделения. В столице их количество планируется довести с нынешних двух до десяти, будут они и в регионах. "Банк и почта - близкие организации, которые могут конкурировать, но мы пытаемся найти такие формы сотрудничества, чтобы не отнимать у почты клиентов, а обмениваться", - говорит вице-президент Связь-банка Аркадий Комягинский.
Сама "Почта России" не принимает вклады и не выдает кредиты - у нее ведь нет банковской лицензии. Роль ФГУПа в почтово-банковских услугах сводится к двум традиционным функциям почты - осуществлению переводов и идентификации клиента по переводу, а также доставке заполненных гражданином документов в адрес того или иного банка или финансовой компании. Тем не менее в "Почте России" рассчитывают на быстрый рост доходов от околобанковских услуг. "Думаю, нам потребуется 10-12 лет, чтобы в структуре доходов превалировали почтово-банковские услуги, - прикидывает Мандрыкин. - Они совершенно точно превысят треть всех наших доходов". Банкиры между тем сомневаются, что подобная цель достижима без радикального улучшения качества почтового сервиса.
РЯДОМ С НАЦПРОЕКТОМ
"Нынешний уровень технологического оснащения нас самих ни в коем случае не устраивает", - отвечает Мандрыкин на претензии финансистов. Сейчас все почтово-банковские услуги осуществляются благодаря Единой системе почтовых переводов: ЕСПП объединяет систему электронных переводов "КиберДеньги" и гибридную, с доставкой бумажного бланка из отдаленных населенных пунктов до ближайшего отделения связи, оснащенного выходом в систему электронных переводов. Таких терминалов к концу года станет 10 500 на 40 000 почтовых отделений - в основном в городах. В сельской же местности почтовики делают ставку на оснащение отделений пунктами коллективного доступа в Интернет в рамках нацпроекта "Электронная Россия". Начиная с 2005 г. ежегодно устанавливается по 10 000 таких пунктов. "Такую прекрасную инфраструктуру для передачи информации мы немедленно используем для того, чтобы финансовые услуги поднялись у нас на качественно новый уровень", - обещает Мандрыкин. По его расчетам, благодаря интернет-технологиям в 2007 г. почта перейдет к зачислению денег в течение 48 часов против нынешних 72. Кроме того, почтовики обещают внедрить технологию нанесения на бланки штрих-кодов, которые содержат всю информацию о почтовом переводе, - она сейчас отрабатывается несколькими отделениями на погашении кредитов.
В "Почте России" рассчитывают, что это позволит уменьшить время обслуживания клиента до одной минуты, увеличить в 25-30 раз скорость обработки переводов.
Во сколько обойдется модернизация и кто ее профинансирует, в "Почте России" пока толком сказать не могут. Глава ведомства Игорь Сырцов минувшей весной обещал, что представит в правительство инвестпрограмму по развитию почтовой отрасли до 2014 г., оценив ее потребности примерно в 90 млрд руб., из них 20 млрд из федерального бюджета. Малореально, чтобы такую программу утвердили в полном объеме, - означенная сумма тянет на отдельный нацпроект.
Источник: Smart Money, 09.10.2006