Поправку в проект федерального бюджета внесли депутаты фракции «Единая Россия». Они предложили выделить средства в размере 2,6 млрд руб. на увеличение тиража государственной «Российской газеты» в 2007 году. Источником финансирования станут деньги, высвободившиеся за счет сокращения раздела бюджета «Общегосударственные вопросы».
Один из авторов поправки, единоросс Валерий Рязанский, пояснил, что за счет дополнительного финансирования тираж «Российской газеты» должен быть увеличен более чем в два раза. Напомним, что сейчас тираж главной газеты российской власти составляет около 400 тыс. экземпляров, а объем финансирования из государственного бюджета, по подсчетам гендиректора газеты Александра Горбенко, 70-90 млн руб. в год. Таким образом, объем господдержки «Российской газеты» в 2007 году вырастет более чем в 28 раз. К тому же он в три с половиной раза превысит объем затрат государства на поддержку печатных СМИ. На них в проекте федерального бюджета на 2007 год выделено 745 млн руб.
Помимо увеличения тиража газеты, отмечает депутат, планируется в рамках издательства «Российская газета» создать специализированные выпуски для льготных категорий граждан и пенсионеров. Это издание должно «в доступной форме информировать их о деятельности органов государственной власти». «Региональная, а тем более районная пресса, как правило, не отягощают свои страницы популяризацией законодательной работы и изданием правовых материалов, - говорит г-н Рязанский. - И поэтому избиратели жалуются, что часто они не имеют возможности ознакомиться с новыми законодательными инициативами».
В то же время оппозиционные депутаты говорят о том, что в действительности «Единая Россия» озабочена не столько восполнением информационного вакуума, сколько получением дополнительной поддержки на грядущих выборах в Государственную думу. Независимый депутат Оксана Дмитриева говорит, что «здесь очевидны интересы «Единой России» по проведению ее предвыборной программы». Сами единороссы отрицают это. «Мы вели переговоры с правительством не один год, то, что следующий является выборным, совпадение, - говорит г-н Рязанский. - У нашей партии развита региональная сеть и ощущается нехватка в информировании граждан о законодательной работе». Правительство предлагало и свой вариант расходования этих денег - на поддержку социально значимой печати. Оксана Дмитриева считает, что было бы оправданным потратить такую крупную сумму, соразмерную нескольким федеральным программам, на средства массовой информации, публикующие социально значимые материалы, а также на детские издания. Однако четкой программы расходования денег федерального бюджета правительство не представило.
Руководство «Российской газеты» между тем поясняет, что за счет дополнительных государственных денег будет увеличен тираж не самой «Российской газеты», а его еженедельного приложения, которое называется «Российская газета. Неделя». «Здесь абсолютно понятная история, государство планирует предоставить бесплатное издание семи категориям льготников, - говорит генеральный директор ФГУП "Российская газета" Александр Горбенко. - Государство просто закупает у нас часть тиража еженедельного издания для льготных категорий граждан. Я думаю, что количественно это будет рассчитано примерно на 3 млн человек». Г-н Горбенко также сообщил, что теперь еженедельник будет более ориентирован на социальные проблемы и станет больше внимания уделять общественной тематике.
В то же время участники рынка отмечают, что на деньги из федерального бюджета можно было бы увеличить до 3-3,5 млн экземпляров тираж самой ежедневной «Российской газеты», проведя дополнительно общефедеральную рекламную кампанию издания в течение нескольких лет. «Суммы, заложенной в федеральный бюджет для «Российской газеты», хватило бы, чтобы увеличить ее тираж на 3 млн экземпляров так, чтобы общий тираж издания достиг 3,4 млн экземпляров», - говорит президент ИД Родионова Алексей Волин. «Таких денег могло бы хватить на запуск новой газеты федерального масштаба с тиражом в несколько миллионов экземпляров и распространением во всех городах-миллионниках и областных центрах, - соглашается эксперт «Вестник Медиа» Жанна Присяжная. - При этом средств вполне хватило бы на обширную рекламную кампанию издания в течение нескольких лет. К примеру, журнал Glamour потратил на первый этап продвижения в России 4 млн долл., а выделенная «Российской газете» сумма составляет почти 100 млн долл.».
Источник: РБК daily, 09.10.2006