Коммерческий директор «АРПИ «Сибирь» С.Л. Калабин показал географию размещения и количество торговых точек в регионе. Основная масса печатной продукции распространяется через киоски – 66 процентов, 23 процента в супермаркетах, через магазины прессы менее одного процента. Серьёзно дестабилизируют рынок периодики «серые» поставщики, на которых приходится до 10 процентов от всего объёма поставок прессы.
Об этапах развития рынка печатной продукции в Сибири и практической деятельности «АРПИ «Сибирь» рассказал генеральный директор этого предприятия С.Д. Гаврилов. Напомнил, что «АРПИ «Сибирь» пришла на рынок периодики в 1993 году. В настоящее время это крупнейший дистрибьютор прессы за Уралом, официальный дилер ведущих российских и зарубежных издательских домов.
Агентство располагает отлаженной транспортной схемой доставки печатной продукции из Москвы, где имеет собственный склад, в сибирский регион и Республику Казахстан. Осуществляет ежедневное экспедирование прессы собственным транспортом по городам Западной Сибири. «АПРИ «Сибирь» имеет разветвленную сеть магазинов мелкооптовой торговли. Филиалы Агентства с развернутым сервисом открыты в Екатеринбурге, Тюмени, Сургуте, Омске, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Чите и Хабаровске. Филиалы дочернего предприятия ТОО «Пресс-Трафик» (Алма-Ата) работают в Павлодаре и Петропавловске (Республика Казахстан).
Агентство оказывает любые услуги по продвижению и рекламе печатных изданий, имеет возможность допечатки изданий для Сибирского региона, предоставляет консалтинговые услуги (семинары и консультации) по ведению бизнеса. Большой популярностью пользуется корпоративный еженедельник «Пресса Сибири».
С докладом об оптово-розничном книготорговом предприятии «ТОП-КНИГА» выступил руководитель департамента фирмы А.Ю. Матизен. В настоящее время «ТОП-КНИГА» располагает шестью оптовыми складами в Новосибирске, Тюмени, Москве, Ростов-на-Дону, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге, 378 магазинами в 157 городах России и продаёт более 3 млн. книг в месяц. Компания предлагает широкий ассортимент книг, канцелярских товаров, игрушек, открыток, прессы, медиапродукции и активно укрупняет пакет сервисных услуг. «ТОП-КНИГА» последовательно расширяет своё присутствие в других регионах, в том числе и в странах СНГ, стремится планомерно развивать все форматы розничной сбытовой сети - фирменные книжные магазины «Книгомир», книжно-канцелярские супермаркеты «Литера», гипермаркеты «Лас-Книгас», книжно-канцелярские магазины «Пиши-Читай» и магазины прессы «Городская сорока». Издает газету «Книжная витрина», которая распространяется среди оптовых и розничных покупателей на всей территории России, а также – по подписке.
Директор по экономике ОАО «Советская Сибирь» А.Н. Сопин дал подробную характеристику действующих в сибирском регионе полиграфических мощностей. Заметил, что за последние 4 года цены на печать не изменялись, хотя стоимость логистических услуг постоянно растёт.
Раздел семинара, посвящённый обзору рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области, открыло выступление генерального директора ЗАО «Нева-Пресс» И.Н. Васильевой. Свой доклад она начала с информации о деятельности Ассоциации «Балтийская пресса», которая была создана в 1998 году для координации деятельности рынка производства и реализации периодической печатной продукции. И.Н. Васильева дала краткую характеристику всем членам Ассоциации. Подчеркнула, что благодаря усилиям этой общественной организации была предотвращена угроза ликвидации розничных сетей распространения прессы в Санкт-Петербурге, торговля прессой была выведена из общих правил, регламентирующих обязательные для розничной торговли нормы. Ассоциация наладила тесное взаимодействие с властями города. «Балтийская пресса» стала инициатором подписания соглашения между издателями социально-значимой прессы и распространителями.
Далее И.Н. Васильева затронула проблемы дилерства и ценовой политики в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе. В последнее время, по её словам, происходит необоснованный рост числа дилеров по продаже прессы, что приводит к «ценовым» войнам.
Практика показывает, что, предоставив статус дилера новому клиенту, издатель, как правило, лишь расширяет круг партнёров, получает в придачу дополнительный документооборот и дебиторскую задолженность. Тиражи же не растут, а перераспределяются между прежними и новыми дилерами. Тем самым у дилеров снижается коммерческий интерес работы с издателем. Бессистемная раздача дилерских прав провоцирует внедрение нецивилизованных форм торговли «из-за угла с колёс по бросовым ценам». Примечательно, что новоявленный дилер, заключив прямой договор с издателем, уходит от выполнения своих финансовых обязательств перед прежним партнёром, поставлявшим ему ту же самую продукцию.
И.Н. Васильева обратилась с призывом к издателям более ответственно подходить к выбору дистрибуторов. При выборе партнёра опираться на оценку результатов работы действующих операторов и на соответствие их дилерскому статусу. Обсуждать с распространителями свои планы по увеличению количества прямых получателей продукции, как-то обосновывать свой новый выбор. В случае если этот выбор состоялся, делить с распространителями коммерческие риски и, тем самым, нести солидарную ответственность за рынок в целом.
Председатель правления Ассоциации «Балтийская пресс» Р.Ф. Григорьев проанализировал структуру распространения прессы в Санкт-Петербурге. В настоящее время в городе, по его словам, 78 процентов точек по продаже прессы приходится на киоски и 22 процента на альтернативные формы торговли, к которым докладчик отнёс супермаркеты, бензозаправки и т.п. Годовой объём реализации периодики составляет 185 млн. экземпляров, из которых 132 млн. экземпляров – розница. Рынок в денежном выражении растёт, а в объёмных показателях немного снижается. На одну торговую точку приходится 3 363 человека. По мнению Р.Ф. Григорьева, имеются возможности в 2 раза увеличить число торговых объектов. Пресса составляет 1,5 процента от всего оборота розничной торговли. Рекламный рынок в прессе насчитывает 240 млн. долларов и увеличивается в среднем на 29 процентов в год.
Своими прогнозами относительно перспектив и путей развития СМИ в ближайшие 5-10 лет поделился сотрудник ООО «Норд Вест Медиа» Т. Кондуров. По его предположению, в результате повсеместной глобализации вскоре электронные СМИ заменят печатные, печатные издания в свою очередь перейдут в разряд «премиум товара», потребители будут отдавать предпочтение просмотру «динамичного» кино взамен чтения текстовой информации, электронные средства массовой информации станут самостоятельно настраиваться на потребителя с учётом его интересов и пристрастий, привычная реклама уйдёт в прошлое, воздействие на потребителя будет осуществляться через «лидеров мнения».
О «нишевом» журнале «Эрмитаж» рассказала директор по распространению и подписке ООО «Балтик Бизнес Медиа» О.С. Абаляшина. Данное издание, представляющее собой проект ИД «Independent Media Sanoma Magazines» и Государственного Эрмитажа, позиционируется как журнал лучших идей и лучших вещей в мире искусства. Особый вес изданию придаёт то, что в нём используется неограниченный визуальный ресурс Государственного Эрмитажа. С большим интересом было выслушано выступление генерального директора ИД «Секретные материалы» В.Р. Химича. Он подробно остановился на экспедиции сотрудников редакции на остров Большой Тютерс, носящий также имя Остров смерти. Участники семинара получили подробную информацию о развернувшихся здесь боевых действиях в ходе советско-финской войны, освобождении его от немецко-фашистской оккупации, о неоднократных попытках разминировать остров, который до сих пор является опаснейшим местом «захоронения» боеприпасов времён Второй мировой войны.
В завершение рабочего дня участникам семинара была предложена разнообразная культурная программа. Так, часть «семинаристов» совершила ночное восхождение на гору «Олимп», где по преданию Прометей похитил огонь для человечества. На вершине горы и по сей день из-под земли вырываются языки пламени, создавая неповторимый сказочный пейзаж. Покорителям «Олимпа» в ознаменование успешного восхождения по горным тропам было предложено по бокалу шампанского.
Пресс-служба АРПП, 09.10.2006