Полиграфисты посоветуются

Издателей признали интеллектуальной ценностью СПб. У небольших производителей и продавцов печатной продукции появился заступник федерального масштаба, который обещает бороться с засильем "монстров".

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ создало Экспертный совет по издательско-полиграфической отрасли. В первую очередь Cовет начнет бороться с засильем иностранных производителей. "Зарубежная полиграфия пользуется многообразной поддержкой своих правительств, как следствие, сейчас выгоднее печатать книги и журналы за границей, и десятки миллиардов рублей текут мимо отечественных предприятий", - считает Владимир Щетинин, директор типографии "Техническая книга" (16103)*, член рабочей группы Экспертного совета.

Одна из ближайших задач нового органа - поддержка российских типографий. Для этого планируется через постановление Правительства РФ увеличить таможенные пошлины на ввозимую готовую продукцию и снизить на бумагу и другие материалы.

Другие специалисты считают, что сегодня важнее помочь непосредственно печатникам, чем машиностроителям: "Можно понять типографии, которые пекутся о качестве выпускаемой продукции и закупают оборудование за границей. Эффективнее помочь типографиям с закупкой этого оборудования, возможно, кредитами или снижением таможенных пошлин на ввоз их в страну", - считает Юлия Зартайская, заместитель главного редактора журнала "ПИТЕРbook".

Монополия мегаполиса

Сейчас основное количество производимой издательствами продукции сосредоточено в Москве (75%) и Петербурге (10%). В то время как всего лишь 15% приходится на остальную территорию России. "Однако в целом осуществлять доставку по России дороже, чем рассредоточить издательства по всей территории страны", - уверен Владимир Щетинин. Поэтому Экспертный совет направляет свою политику в этом вопросе на поддержку слабоконкурентоспособных издательских домов и книжных магазинов розничной торговли. Планируется, что небольшие издательства будут получать гранты и финансовую помощь на участие в выставках от Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

Нужны скидки

Эксперты считают, что даже в Петербурге недостаточно небольших книжных магазинов. Всему виной оказались крупные издательства. Они усугубляют монополию, создавая свои торговые сети, в которых стремятся не продавать книги небольших издательств.

Члены Экспертного совета видят перспективу в развитии и увеличении числа небольших издательств: "Они-то и представляют для нас настоящий интеллектуальный потенциал", - комментирует Владимир Щетинин. Для этого уже проводятся различные выставки издательской продукции. Как считают в Совете, в будущем их должно стать значительно больше.

"Поддерживать небольшие книжные магазины необходимо еще потому, что их ассортимент отличается от крупных книжных сетей, - считает Елена Федорова, начальник отдела маркетинга "Дома книги" (59847)*. - Тематика продукции там зависит не только от тематики самого магазина, но даже и от его расположения. Поэтому чем больше их будет открыто, тем более широкий ассортимент будет получен читателем".

Владимир Щетинин, директор типографии "Техническая книга", уверяет, что пришло время защитить небольшие отечественные издательства.

Цифры

$750 млн - $1 млрд в год - объем российского рынка издательских услуг.

Источник: Деловой Петербург, 10.10.2006