В секции по вопросам подписки, которую вёл коммерческий директор ООО «МАП» А.Н. Петренко, большое внимание было уделено проблемам планируемого перехода на годовой цикл подписки. Заместитель начальника управления по продажам ОАО «Агентство «Роспечать» Н.М. Полякова, генеральный директор ЗАО «Издательство «Газетный мир» (Нижний Новгород) А.А. Заботин А.А. и другие подчёркивали, что данная тема затрагивает серьёзные процессы в области организации подписки, имеет непосредственную связь с экономикой бизнеса и требует дополнительной проработки. Прозвучали, в частности, опасения, что единовременная годовая оплата подписки, учитывая хронический рост тарифов, может оттолкнуть часть подписчиков. Скачкообразный рост цен на бумагу, другие составляющие производства и доставки изданий создают дополнительные сложности для издателей в вопросе определения корректной отпускной цены изданий фактически на 1,5 года вперёд. Принявшие в заседании секции участники семинара высказали рекомендацию, согласно которой при переходе на годовой цикл подписки следует оставить возможность для издателей работать по ныне существующему полугодовому циклу.
В ходе заседания секции представители издательских домов и распространительских фирм подчёркивали необходимость активно использовать институт подписки в целях формирования и укрепления единого информационного пространства России.
Выражалось положительное отношение к курсу «Почты России» на развитие здоровой конкуренции среди подписных агентств на региональных рынках.
Отвечая на вопросы участников заседания секции, А.Н. Петренко рассказал об особенностях политики, проводимой «Межрегиональным агентством подписки». По его словам, Агентство проводит линию на внедрение рыночных инструментов в процесс распространения изданий. Так, впервые в практике в 2006 году «МАП» предоставило региональным издателям возможность самостоятельно выбирать регионы, в которых будет проводиться подписка на их издания. Ранее ни одно подписное агентство не предлагало подобных услуг. Немалое количество региональных издателей воспользовались этим маркетинговым механизмом и выражает удовлетворение полученными результатами.
К началу подписной кампании на первое полугодие 2007 году было введено ещё одно новшество, связанное с качественно новым подходом к определению размера агентского вознаграждения. В соответствие с этим подходом размер вознаграждения зависит от объёмов подписных тиражей, собранных агентством в рамках подписной кампании. Таким образом, издателям всех уровней гарантируются равные условия на рынке подписки, а у агентств появляется мотивированный стимул добиваться увеличения подписных тиражей и повышения качества предоставляемых услуг.
В ходе заседания секции были рассмотрены также вопросы ценообразования в подписной сфере, организации редакционной подписки, о роли издателей в решении комплекса проблем, связанных с распространением прессы по подписке, повышения эффективности работы производственной цепочки: издатель – подписное агентство – почта.
В секции под руководством директора ООО «ТопДистрибьюшн Сервисез» С.В. Алексеенко была раскрыта тема «Отдел распространения издательского дома». Прежде всего, участники заседания обсудили вопрос - нужен ли издательскому дому отдел распространения. Были рассмотрены плюсы и минусы создания такого подразделения. Прозвучали предложения относительно оптимального численного состава и функциональных обязанностей департамента распространения в издательском доме, форм и методов взаимодействия отдела распространения с редакциями издательских домов, допустимости и способов влияния «издательских распространителей» на содержание и оформление издания. Особое внимание было уделено отношениям с дистрибуторами, политике на рынке распространения, маркетинговым инструментам деятельности отделов распространения в целях стимулирования продаж.
По итогам заседания были приняты следующие рекомендации:
- до конца 2006 г. изыскать возможность и создать в рамках АРПП «Совет руководителей департаментов распространения издательских домов». На заседаниях Совета было бы целесообразным рассматривать проблемы дистрибуции издательских домов, организовывать обмен опытом, решать проблемы взаимодействия с распространителями.
- предложить АРПП создать на сайте Ассоциации список ненадежных операторов рынка. Список должен пополняться только на основании предоставления документов, подтверждающих ненадежность данного оператора. По мнению большинства участников заседания секции создание такого списка на сайте АРПП еще более приблизит наш рынок к порядочным и цивилизованным отношениям.
О применении договоров комиссии в сотрудничестве издателей и распространителей шёл разговор в секции, работой которой руководил генеральный директор МДП «Маарт» А.В. Малинкин. Состоялся детальный разговор о преимуществах и недостатках применения комиссионных договоров как для издателей, так и распространителей. Отмечалось, что в настоящее время повсеместный переход на такую форму договорных отношений невозможен. Основной причиной, препятствующей этому, называлось несовершенство отечественного налогового законодательства.
На заседании секции, работой которой руководили председатель совета директоров ЗАО «Экспресс Медиа» В.Г. Каспаров и генеральный директор ООО «ЦДП» Д.Е. Гранкин, были рассмотрены экономические аспекты распространения прессы в супермаркетах. Участники заседания обсудили проблемы ценообразование в сетях магазинов самообслуживания, влияния на этот процесс со стороны ритейлеров. Были также затронуты вопросы объёма и качества услуг, предоставляемых дистрибуторами издателям, информационной прозрачности в сетях. Была предпринята попытка, сформулировать оптимальную модель продаж в этом сегменте распространения прессы, определить возможные формы регулирования дистрибуции печатной продукции в сетевом секторе со стороны медиасообщества.
В рамках семинара под руководством генерального директора ЗАО «Центропечать» А.В. Попова состоялось заседание «круглого стола» по теме "Эффективность розничных продаж - баланс интересов издателей и распространителей". При обсуждении вопроса о свободном доступе изданий в сети продаж подчёркивалось, что распространение, как и любой бизнес, должно ориентироваться на взаимовыгодные отношения со своими партнерами (поставщиками).
Отмечалась необходимость добиваться своевременной оплаты за реализованную продукцию. При этом, говорили участники заседания, следует учитывать операционные циклы финансовых потоков. Некоторые издатели предлагали исчислять операционные финансовые циклы с момента изготовления издания до покупки его потребителем.
В ходе заседания прозвучало предложение об осуществлении мер по снижению технологических затрат в процессе продажи печатных изданий. В качестве одной из таких мер называлось уничтожение не проданного тиража (возврата) непосредственно на складских комплексах распространителей. Приводились аргументы, что при этом выигрывают не только распространители (уменьшение складских площадей, численности работников склада и т.п.), но и издатели, которые экономят на тех же складских площадях и транспортных расходах, так как возврат непроданного товара обычно производится за счет издателя.
Участники «круглого» стола» высказались в позитивном плане по поводу появления на московском медиарынке двух издательских сообществ - "Издательская инициатива" и "Союз столичных издателей". Прозвучало мнение, что деятельность этих организаций может положительно сказаться на формировании рынка дистрибьюции. В первую очередь, это может проявиться в инвестировании отрасли со стороны активных участниками рынка, то есть издателей. Одновременно была выражена некоторая озабоченность тем, не возникнут ли при этом преимущества у издателей, входящих в данные организации, перед остальными издателями.
В заключительный день работы семинара состоялся торжественный банкет. На нём прошло вручение наград Правления АРПП и Оргкомитета семинара. С юбилеем Ассоциацию поздравили «Бизнес Ньюс Медиа» (газета «Ведомости»), ИД «Independent Media Sanoma Magazines» и др. Турецкая фирма «ERAY tour» вручила АРПП диплом, в котором высказывается благодарность за успешное сотрудничество и выражается надежда на дальнейшие плодотворные партнёрские отношения.
Компания «Бауэр Логос» предложила собравшимся ряд интересных конкурсов, викторин и прочих развлекательных мероприятий.
В завершении торжественного вечера состоялся концерт турецкой фольклорной группы, была продемонстрирована программа «танец живота».
Пресс-служба АРПП