Подписная компания на первое полугодие 2007 года идет полным ходом. Обеспокоенные региональные СМИ сетуют на множество проблем на своем пути, отсутствие средств на выпуск издания, пассивность подписчиков и ищут виновных. Кто виноват и что делать, чтобы спасти подписку на местную прессу?
Тому, отчего региональные читатели не спешат выписывать прессу, причин может быть множество. Во-первых, эта тенденция характерна не только для региональной прессы - рынок подписки в целом не стабилен: больше становится точек розничной торговли прессой, где можно купить свежую газету или журнал, меньше становится тех, кто традиционно составляет основную часть подписчиков - людей пожилого возраста, подписная цена по-прежнему превышает розничную. Во-вторых, существуют специфические проблемы региональных изданий. Например - малая емкость региональных рекламных рынков, в связи с чем основной доход изданий формируется не за счет рекламы, а за счет продажи тиража. Самостоятельно выжить в таких условиях малотиражным изданиям практически невозможно. При этом нельзя допустить и вымирания местной прессы: жители региона должны иметь право на доступ к более "близкой для себя" региональной информации, а местные власти - иметь возможность непосредственного общения со своими избирателями и согражданами. Местные законодательные акты, распоряжения администраций, важнейшая информация экономического, политического, социального характера публикуется в этих изданиях, а также последние новости и конкретные животрепещущие проблемы и ответы на интересующие вопросы. В связи с чем возникает логический выход, который подразумевает участие местных органов власти в поддержке этих изданий. Ведь по идее никто не может быть заинтересован в нормальном существовании "четвертой власти" больше, чем руководство региона. Еще одна проблема региональных изданий - недостаток региональных подписных каталогов, распространяемых в почтовых отделениях, где ведется подписка. Каталоги составляются и распространяются подписными агентствами. Большинство агентств предпочло работать с федеральной прессой, многотиражной и востребованной сразу во всех регионах. Региональная пресса, где тиражи на порядок ниже, подписным агентствам, как показывает жизнь, практически не интересна. На сегодня только одно агентство выпускает региональные каталоги, по которым можно оформить подписку на областные, районные, местные издания во всех регионах РФ, остальные же предпочитают "снимать сливки" с крупных многотиражных изданий, выходящих в Москве, хотя подписных агентств, работающих на территории страны, существует десять. Видимо, для того чтобы обеспечить здоровую конкуренцию на подписном рынке, придется надеяться, что антимонопольное ведомство обратит внимание на эту ситуацию. Вопросы остаются и к самим изданиям. Редакторы бьют тревогу, ищут виноватых в своих проблемах, а между тем есть одно непреложное правило печатного рынка: покупают лишь тех, кто по-настоящему интересен читателю, кто сам стремится с ним работать, предлагая свежую, достоверную информацию, качественную публицистику, нетривиальные маркетинговые ходы. Правила на рынке подписки изменились. Появились новые участники, изменились взаимоотношения между старыми. Вполне вероятно, те предыдущие годы непростого, в общем, существования местной прессы теперь покажутся издателям санаторно-курортным периодом: сегодня местным издателям приходится быть куда более разворотливыми, чтобы выжить. Выстраивать взаимоотношения с подписными агентствами, популяризировать подписку, завоевывать подписчиков, привлекать инвесторов под новые проекты и рекламные кампании - словом, осваивать многие новые виды деятельности, без которых они до сих пор как-то обходились. И которые давно освоены их "старшими братьями" - издателями федеральными. Источник: Российская газета, 17.10.2006
Тому, отчего региональные читатели не спешат выписывать прессу, причин может быть множество. Во-первых, эта тенденция характерна не только для региональной прессы - рынок подписки в целом не стабилен: больше становится точек розничной торговли прессой, где можно купить свежую газету или журнал, меньше становится тех, кто традиционно составляет основную часть подписчиков - людей пожилого возраста, подписная цена по-прежнему превышает розничную. Во-вторых, существуют специфические проблемы региональных изданий. Например - малая емкость региональных рекламных рынков, в связи с чем основной доход изданий формируется не за счет рекламы, а за счет продажи тиража. Самостоятельно выжить в таких условиях малотиражным изданиям практически невозможно. При этом нельзя допустить и вымирания местной прессы: жители региона должны иметь право на доступ к более "близкой для себя" региональной информации, а местные власти - иметь возможность непосредственного общения со своими избирателями и согражданами. Местные законодательные акты, распоряжения администраций, важнейшая информация экономического, политического, социального характера публикуется в этих изданиях, а также последние новости и конкретные животрепещущие проблемы и ответы на интересующие вопросы. В связи с чем возникает логический выход, который подразумевает участие местных органов власти в поддержке этих изданий. Ведь по идее никто не может быть заинтересован в нормальном существовании "четвертой власти" больше, чем руководство региона. Еще одна проблема региональных изданий - недостаток региональных подписных каталогов, распространяемых в почтовых отделениях, где ведется подписка. Каталоги составляются и распространяются подписными агентствами. Большинство агентств предпочло работать с федеральной прессой, многотиражной и востребованной сразу во всех регионах. Региональная пресса, где тиражи на порядок ниже, подписным агентствам, как показывает жизнь, практически не интересна. На сегодня только одно агентство выпускает региональные каталоги, по которым можно оформить подписку на областные, районные, местные издания во всех регионах РФ, остальные же предпочитают "снимать сливки" с крупных многотиражных изданий, выходящих в Москве, хотя подписных агентств, работающих на территории страны, существует десять. Видимо, для того чтобы обеспечить здоровую конкуренцию на подписном рынке, придется надеяться, что антимонопольное ведомство обратит внимание на эту ситуацию. Вопросы остаются и к самим изданиям. Редакторы бьют тревогу, ищут виноватых в своих проблемах, а между тем есть одно непреложное правило печатного рынка: покупают лишь тех, кто по-настоящему интересен читателю, кто сам стремится с ним работать, предлагая свежую, достоверную информацию, качественную публицистику, нетривиальные маркетинговые ходы. Правила на рынке подписки изменились. Появились новые участники, изменились взаимоотношения между старыми. Вполне вероятно, те предыдущие годы непростого, в общем, существования местной прессы теперь покажутся издателям санаторно-курортным периодом: сегодня местным издателям приходится быть куда более разворотливыми, чтобы выжить. Выстраивать взаимоотношения с подписными агентствами, популяризировать подписку, завоевывать подписчиков, привлекать инвесторов под новые проекты и рекламные кампании - словом, осваивать многие новые виды деятельности, без которых они до сих пор как-то обходились. И которые давно освоены их "старшими братьями" - издателями федеральными. Источник: Российская газета, 17.10.2006