Руководитель Ассоциации подробно проанализировал состояние отечественного рынка прессы. Отметил, что его динамичному развитию способствует стабильная экономическая обстановка в стране, неуклонное повышение спроса на качественную печать, внедрение новых технологий, растущий приток инвестиций в индустрию СМИ, увеличение доходов от рекламы в печатных изданиях.
Д.В. Мартынов привёл конкретные цифры, характеризующие российский рынок прессы. Сообщил, что тиражи российских журналов исчисляются сотнями миллионов, а газет миллиардами экземпляров. Ежегодно в России издаётся около 75 тысяч наименований книг. Помимо торговли через киоски всё большая часть прессы продаётся в сетевых магазинах самообслуживания, на бензоколонках, в магазинах иных форматов.
В качестве механизмов регулирования рынка печатных изданий Президент АРПП назвал законы и федеральные акты, решения региональных административных органов, деятельность общественных организаций отрасли, отраслевые правила и соглашения между членами медиасообщества. В настоящее время средства массовой информации в России, заметил Д.В. Мартынов, находятся на этапе сложного перехода от административно-централизованной практики прошлого периода к самоуправлению и саморегулированию. Данный процесс развивается недостаточными темпами по ряду причин и, в частности, потому, что большинство профессиональных объединений и ассоциаций действуют разрозненно, не координируя свои усилия друг с другом. Российское медиасообщество пока не смогло выработать общих правил игры и норм сотрудничества для всех участников рынка. Работа в этом направлении ведётся, поскольку растёт понимание, что единые правила поведения должны стать основой для утверждения саморегулирующихся отношений на рынке.
Важным элементов деятельности общественных организаций, подчеркнул руководитель АРПП, является диалог с властными структурами. Именно диалог с властью должен сыграть роль того самого импульса, который смог бы окончательно перевести рынок печатных СМИ на рельсы саморегулирования, и обеспечить тем самым эффективное развитие всей отрасли.
Далее Президент АРПП подробно остановился на ситуации в основных сегментах системы распространения периодики. В России в целом уже сложилась достаточно разветвлённая структура розничного рынка распространения, включающая в себя национальных и региональных дистрибуторов, киосковые сети, точки продаж прессы на бензоколонках, в супермаркетах, бизнес-центрах и почтовых отделениях, а также специализированные магазины прессы различных форматов. Однако общее число точек розничной торговли прессой пока уступает среднеевропейским показателям.
На фоне увеличения количества мест продаж прессы в супермаркетах и круглосуточных магазинах происходит сокращение числа киосков. Численность оптовых операторов розничного рынка также уменьшается. От этого страдают издания с небольшими тиражами и ограниченным бюджетом. На рынке розничного распространения прессы сохраняются сложные взаимоотношения между издателями и распространителями, отсутствует прозрачная структура распространения, низка рентабельность, сокращается количество розничных точек за счёт вытеснения мелких предпринимателей. Дестабилизирует ситуацию на рынке создание крупными издательскими домами собственных сетей распространения.
В России идёт активное развитие сетей супер- и гипермаркетов, причём рост количества магазинов данных форматов наблюдается не только в крупных городах, но и в регионах. На сегодняшний день продажа прессы через сетевые супермаркеты является одним из самых перспективных направлений на рынке распространения периодики. Пресса входит в число лидеров по доходам в сегменте непродовольственных товаров.
Д.В. Мартынов заострил внимание на основных процессах, происходящих в этой области распространения печатной продукции. Рынок супермаркетов становится все более важной частью рынка распространения печатных изданий, ориентированных на массовый спрос, и все меньше проявляет интерес к специализированным и малобюджетным изданиям. Малотиражные и малодоходные издания не принимаются к распространению или платят значительные средства за присутствие в сетях. Высокая концентрация бизнеса обеспечивает сильные позиции компаниям-ритейлорам и позволяет им навязывать свои условия поставщикам прессы. Наблюдается устойчивая тенденция к строгому контролю ассортимента со стороны супермаркетов. Супермаркеты самостоятельно устанавливают розничные цены. Оптовикам приходится балансировать между постоянно ужесточающимися требованиями ритейлоров и условиями издателей.
Для успешного развития продаж прессы через сети супермаркетов, сказал руководитель Ассоциации, требуется наладить постоянную согласованную работу всех заинтересованных сторон: издателей, поставщиков и ритейлоров. Именно эту проблему старается решить АРПП, по инициативе которой был создан Координационный совет из числа представителей организаций, занимающихся распространением прессы в супермаркетах. Этот Совет разработал проект отраслевых норм взаимодействия, в котором нашли отражение вопросы ценообразования, условия возврата, структура и порядок платежей между участниками рынка и т.д.
Президент АРПП отметил, что участники рынка пока далеки от нахождения какой-то определенной модели взаимодействия издателей и дистрибьюторов, согласования и принятия единых правил продаж прессы в магазинах самообслуживания. Вместе с тем, одним из наиболее значимых достижений Координационного совета, является то, что прекратились торговые войны и начались цивилизованные отношения между операторами рынка. Таким образом, сделан первый шаг на пути выработки цивилизованных норм отношений между издателями, распространителями и ритейлорами. Это длительный процесс, но можно надеяться, что в недалёкой перспективе удастся привести сотрудничество в соответствие с нормами цивилизованного рынка.
Докладчик проанализировал ситуацию в сфере подписного распространения периодики. Сообщил, по подписке в России реализуется порядка 29 процентов тиражей периодических изданий. Существуют группы изданий, имеющих преимущественно подписное распространение. Так, по подписке распространяются порядка 95 процентов профессиональных и специализированных изданий, а также 44 процента газет и общественно-политических еженедельников, до 29 процентов популярных массовых журналов. Для многих населенных пунктов России, учитывая размеры территории страны и низкой плотности населения в некоторых регионах, подписка становится чуть ли не единственной возможностью получать свежие издания и не оказаться в информационном вакууме.
Вместе с тем, в последние годы на рынке подписки наблюдается отрицательная динамика подписных тиражей. Это связано в первую очередь с активным развитием розничной торговли. Кроме того, в настоящее время доставка печатной продукции по подписке осуществляется очень медленно и со сбоями. Еще одной причиной постепенного отторжения подписки потребителями является ее высокая, по сравнению с розничными продажами, цена.
Д.В. Мартынов проинформировал участников Конгресса о мерах, осуществляемых АРПП, по совершенствованию института подписки. В частности, сообщил, что в марте 2006 года, Ассоциация совместно с МедиаСоюзом предложила проект так называемого «Союза во имя подписки». Идея проекта заключается в том, чтобы усилиями всего медиасообщества, при непосредственном участии государства, обеспечить сохранение и эффективное функционирование института подписки в условиях рыночной экономики. В рамках этого проекта была разработана модель трехстороннего договора о взаимодействии между издателями, подписными агентствами и почтовым ведомством, в целях сохранения, поддержания и развития института подписки в России как социально значимого средства распространения прессы в стране.
Наряду с традиционными формами в России активно развивается альтернативная подписка, которую осуществляют частные фирмы, оказывающие подписные услуги. Эти предприятия имеют определённые преимущества перед почтовым ведомством страны за счёт скорости и предоставляемых гарантий. Компании альтернативной подписки более оперативно реагируют на события, происходящие на рынке. Почта же, как очень большое учреждение, работать в таком режиме не может.
Суммируя высказанные в докладе наблюдения и оценки, Президент АРПП подчеркнул, что, несмотря на явные признаки формирования в стране цивилизованного рынка прессы, преждевременно утверждать об однозначно положительной динамике его развития. Этому бизнесу все еще присущи неорганизованность и нестабильность, его раздирают внутренние противоречия. К общим для всего рынка проблемам Д.В. Мартынов отнёс отсутствие единых механизмов саморегулирования и единых для всех правил работы на рынке, отсутствие общих мер социальной и бизнес-ответственности, а также «третейских» механизмов досудебного разрешения споров, разобщённость медиасообщества, слабое взаимодействие отраслевых объединений. В России всё еще преобладают так называемые «свободные», не регламентируемые отношения. Именно это, в большинстве случаев, служит причиной продолжения спора о том, кто во взаимоотношениях распространителей и издателей главнее и чья позиция должна учитываться в первую очередь.
В целях построения в стране рынка прессы европейского образца необходимо, по мнению докладчика, модернизировать договорную базу, объединить усилий издателей и распространителей для разработки прозрачной системы дистрибуции, добиваться внедрения современных технологий обработки и продаж продукции, развивать эффективные логистические схемы и решения. Создание и внедрение специализированных правил для всех участников рынка должны быть основаны на принципах нейтралитета по отношению ко всем без исключения изданиям, праве издателя на размещение заказа, праве распространителя на возврат – все риски, связанные с реализацией товара, издатель берет на себя.
Российский рынок прессы сравнительно молод, завершая выступление отметил Д.В. Мартынов, и даже разработка и принятие качественных «правил игры» на нём сами по себе не смогут обеспечить мгновенное изменение в сторону стабильности. Должно пройти время. Однако создание и внедрение специализированных правил, которые охватывали бы всех участников рынка (издателей, национальных дистрибьюторов, оптовое и розничное звенья), являются необходимым шагом на пути к построению цивилизованного рынка.
В этот же день состоялся ряд встреч делегации АРПП с финскими, итальянскими, испанскими и германскими коллегами. В ходе переговоров были достигнуты договорённости о сотрудничестве, обмене информацией по вопросам функционирования рынков печатной продукции, принципах взаимодействия членов медиасообществ и их отношениях с органами власти, особенностях национальных законодательств в области СМИ.
Пресс-служба АРПП, 17.10.2006 г.