Трудно понять, на каких данных основывались чиновники Федеральной антимонопольной службы, когда пришли к выводу, что сети розничной торговли дискриминируют производителей сельскохозяйственной продукции. Глава ФАС Игорь Артемьев публично заявил на минувшей неделе, что «за заход на полки сельхозпроизводители должны платить безумные деньги». Конкретных примеров, правда, чиновник не привел, заметив только, что «речь идет о почти всех крупных сетях».
Вероятно, главный антимонополист поверил на слово министру сельского хозяйства Алексею Гордееву, который двумя неделями ранее выразил обеспокоенность положением сельхозпроизводителей в письме самому Владимиру Путину. Хотя эмоционально защищать село министру просто по должности положено. Холодные же цифры—во всяком случае, те, что имеются в распоряжении аналитиков «Ренессанс Капитала», показывают, что поставщики еды для торговых сетей зарабатывают не хуже, чем сами сети. Руководителей антимонопольного ведомства, впрочем, можно понять: торговый ритейл, где уже есть компании с миллиардными оборотами и капитализацией, до сих пор оставался вне сферы влияния ФАС. Выручка сетей растет как на дрожжах. К примеру, «Магнит», по данным «Ренессанс Капитала», прибавил в прошлом году 86%, холдинг «Пятерочка»—45%. Но ни одна из сетей даже близко не подошла к контролю за 35-процентной долей на региональных рынках—планке, за которой ФАС может применять свои санкции. Антимонополисты нашли легчайший для себя выход из положения: Артемьев пригрозил ритейлерам снижением планки до 5–8%. Под такие ограничения некоторые сети сегодня уже подпадают—та же «Пятерочка» в Санкт-Петербурге контролирует около 20%. Председатель совета директоров «Пятерочки» Лев Хасис, комментируя SM последние инициативы ФАС, назвал их «странными» и «антинародными». И объяснил: «Если нас заставят работать с поставщиками, которые этого делать не умеют, снизится эффективность, ухудшится ассортимент. Покупатель постепенно вернется в 1980-е, когда продукты были по талонам». Насчет продуктовых карточек ритейлер, быть может, и погорячился, но вот к повышению цен в розничной торговле население уже может начинать готовиться. Что бы ни предприняло государство в отношении сетей, это неизбежно приведет к увеличению их издержек, которые будут переложены на покупателей. Если, конечно, антимонополисты со временем не договорятся и до необходимости прямого контроля за ценами в супермаркетах. Источник: SmartMoney, 23.10.2006
Вероятно, главный антимонополист поверил на слово министру сельского хозяйства Алексею Гордееву, который двумя неделями ранее выразил обеспокоенность положением сельхозпроизводителей в письме самому Владимиру Путину. Хотя эмоционально защищать село министру просто по должности положено. Холодные же цифры—во всяком случае, те, что имеются в распоряжении аналитиков «Ренессанс Капитала», показывают, что поставщики еды для торговых сетей зарабатывают не хуже, чем сами сети. Руководителей антимонопольного ведомства, впрочем, можно понять: торговый ритейл, где уже есть компании с миллиардными оборотами и капитализацией, до сих пор оставался вне сферы влияния ФАС. Выручка сетей растет как на дрожжах. К примеру, «Магнит», по данным «Ренессанс Капитала», прибавил в прошлом году 86%, холдинг «Пятерочка»—45%. Но ни одна из сетей даже близко не подошла к контролю за 35-процентной долей на региональных рынках—планке, за которой ФАС может применять свои санкции. Антимонополисты нашли легчайший для себя выход из положения: Артемьев пригрозил ритейлерам снижением планки до 5–8%. Под такие ограничения некоторые сети сегодня уже подпадают—та же «Пятерочка» в Санкт-Петербурге контролирует около 20%. Председатель совета директоров «Пятерочки» Лев Хасис, комментируя SM последние инициативы ФАС, назвал их «странными» и «антинародными». И объяснил: «Если нас заставят работать с поставщиками, которые этого делать не умеют, снизится эффективность, ухудшится ассортимент. Покупатель постепенно вернется в 1980-е, когда продукты были по талонам». Насчет продуктовых карточек ритейлер, быть может, и погорячился, но вот к повышению цен в розничной торговле население уже может начинать готовиться. Что бы ни предприняло государство в отношении сетей, это неизбежно приведет к увеличению их издержек, которые будут переложены на покупателей. Если, конечно, антимонополисты со временем не договорятся и до необходимости прямого контроля за ценами в супермаркетах. Источник: SmartMoney, 23.10.2006