"Эксперт" готовят к цифровой революции за счет Олега Дерипаски

В пятницу группа "Эксперт" обнародовала подробности сделки с Русско-азиатской инвестиционной компанией (РАИнКо), подконтрольной российскому бизнесмену Олегу Дерипаске. В рамках сделки группа "Эксперт" будет преобразована в новое юридическое лицо - "Медиахолдинг "Эксперт", 25% акций которого получит РАИнКо. Средства, полученные от продажи акций, и дополнительные инвестиции со стороны РАИнКо "Эксперт" потратит на новые проекты. В 2007 году компания начнет издавать новый общественно-политический еженедельник, запустит собственный телеканал и создаст несколько сайтов. Участники рынка говорят, что такой массированный запуск новых проектов может оказаться "Эксперту" не по силам.

В ближайшее время группа "Эксперт" переведет все свои активы на баланс новой компании - "Медиахолдинг "Эксперт". Она осуществит дополнительную эмиссию акций в размере блокирующего пакета, которую выкупит РАИнКо. Нынешний глава "Эксперта" Валерий Фадеев станет генеральным директором холдинга, а менеджеры нового акционера войдут в его совет директоров. Во сколько обошелся РАИнКо блокирующий пакет "Эксперта", стороны договорились не сообщать. Оценку аналитиков, которые считали, что стоимость этого пакета - 10 млн долл., Валерий Фадеев назвал "чересчур заниженной".

Благодаря новому акционеру объем инвестиций, которые привлекут в медиахолдинг за ближайшие пять лет, составит 1,4 млрд руб. (50 млн долл.). По словам генерального директора РАИнКо Андрея Загорского, эта сумма включает в себя не только средства, полученные медиахолдингом от продажи дополнительно выпущенных акций, но и доходы самого "Эксперта", которые будут реинвестированы в его развитие. "РАИнКо также собирается организовать медиахолдингу ряд долгосрочных кредитов", - говорит Загорский.

На 50 млн долл. "Эксперт" запустит несколько новых проектов. В ближайшее время будут созданы сайты о личных финансах, кино и книгах, англоязычный информационно-аналитический сайт, информационные b2b-ресурсы. В марте 2007 года "Эксперт" начнет издавать новый еженедельный общественно-политический журнал под названием "Русский репортер". Стартовый тираж издания составит 150 тыс. экз. За два года на его продвижение будет потрачено 8 млн долл., а через четыре года тираж журнала планируется довести до 300 тыс. экз. Тираж журнала "Эксперт" также будет увеличен на 30%, до 120 тыс. экз. (сейчас он составляет 85-90 тыс. экз.). Для этого будут организованы две масштабные рекламные кампании.

Но самый амбициозный проект - информационно-аналитический телеканал "Эксперт-ТВ", который должен выйти в эфир уже в следующем году. "На новом канале будут совмещены жесткая аналитичность, присущая журналу "Эксперт", репортерство и очерковость, которые ожидаются от "Русского репортера", - объясняют в "Эксперте" концепцию телеканала. По словам г-на Фадеева, креативным директором "Эксперт-ТВ" может стать известный телеведущий Александр Гордон. Вещание канала будет осуществляться по кабельным и спутниковым каналам, но договоренности с конкретными операторами еще не достигнуты. "В ближайшее время произойдет цифровая революция, и надо быть к ней готовым. Выиграет тот, кто будет иметь серьезный контент", - объяснил г-н Фадеев стремление компании обзавестись собственными электронными СМИ.

Эксперты и участники рынка считают решение "Эксперта" создать мультимедийный холдинг правильным и дальновидным, но беспокоятся за его исполнение. "Собственный телевизионный ресурс намного увеличит аудиторию "Эксперта" и объем привлекаемых им рекламных доходов. И при той программе, которая была заявлена, основное соперничество "Эксперта" развернется не с "Коммерсантом" или ИД Родионова, а с РБК - у этого холдинга есть онлайновые, телевизионные и печатные ресурсы, - говорит вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов. - Однако они могут столкнуться с дефицитом кадровых и менеджерских ресурсов, которые могли бы решить столь амбициозные задачи. По моему мнению, легче было бы идти по пути поглощений. Начинать свои проекты с нуля будет очень трудно". Евгений Абов также предположил, что для реализации своих планов "Эксперту" 50 млн долл. может не хватить.

Член наблюдательного совета управляющей компании "Дело" Раф Шакиров считает, что для запуска такого количества проектов требуется больше времени. "Когда в свое время "Коммерсантъ" запускал разные проекты, все делалось поэтапно, и существовала школа, готовящая людей. Столь массированный запуск новых проектов, который мы видим у "Эксперта", может привести к тому, что коэффициент полезного действия не будет достаточно высоким и не будет соответствовать затратам на реализацию проектов. В связи с этим инвестированные средства могут быть использованы нерационально", - сказал он.

Источник: РБК daily, 24.10.2006