О перспективах сотрудничества и объединения с другими организациями медиа отрасли

Заявление Правления АРПП

Современный этап развития рынка СМИ РФ требует всестороннего сотрудничества и взаимодействия всех общественных и профессиональных организаций медиаотрасли. Наша общая задача – обеспечить развитие рынка СМИ по цивилизованной модели на основе действующих в стране законов и правовых актов, с учетом существующих реалий и международного опыта.

Принимая во внимание социальную значимость прессы, необходимость создания благоприятных условий для свободного приобретения гражданами печатной продукции, следует признать, что формирование эффективного независимого рынка невозможно без активного и взаимовыгодного сотрудничества издателей и распространителей, выработки единых правил и отраслевых норм по регулированию рынка.

В этом контексте ведущую роль могут сыграть объединения издателей и распространителей, которые на основе учёта в полном объеме интересов обеих сторон, должны добиваться достижения конструктивного консенсуса по самым острым вопросам рынка печатных СМИ.

Завершившийся в октябре сего года 51-й конгресс Distripress в Барселоне, в котором приняли участие 1250 делегатов из 100 стран, подтвердил необходимость применения основополагающих международных норм в сотрудничестве участников рынка прессы. Одновременно конгресс продемонстрировал принципиально новый этап в развитии отношений между издателями и распространителями, связанный с выходом проблем отрасли за рамки национальных рынков СМИ. В частности, было заявлено о необходимости регулирования общих вопросов функционирования системы распространения в Европе на уровне Европейского парламента.

Анализ рынков наиболее развитых стран–членов Distripress показал, что в этих странах общественные объединения исторически создались дифференцированно по наиболее значимым, наиболее характерным сегментам рынка печатных СМИ, например: объединения издателей газет, объединения издателей журналов, объединения дистрибуторов прессы. И это не случайно, так как участники одного сегмента рынка имеют наибольшее совпадение интересов, а общественные объединения таких участников наиболее эффективно отстаивают их консолидированную позицию по тем или иным вопросам. Подобная дифференциация отраслевых профессиональных организаций является адекватной позициям основных участников рынка СМИ, представляющих конкретные подотрасли медийного бизнеса.

51-й конгресс Distripress ещё раз продемонстрировал правильность вывода, согласно которому наиболее эффективные системы распространения построены в тех странах, где практические решения вопросов регулирования рынка печатных СМИ получены в результате диалога объединений издателей и объединений распространителей, представляющих и защищающих интересы своих членских организаций. Именно в ходе дискуссий между этими структурами вырабатываются оптимальные механизмы и нормы сотрудничества. А общие проблемы рынка печатных СМИ решаются совместными усилиями всех общественных организаций, всех участников рынка. Наряду с этим мировой опыт рынка прессы показывает, что объединение в одной организации медийных структур, представляющих различные сегменты рынка и подотрасли бизнеса в области печатных СМИ является неэффективным и не жизненным.

Исходя из принципов Distripress и опираясь на международный опыт, Правление АРПП считает, что объединение Ассоциации с СИРПП преждевременно и нецелесообразно, так как количество издателей среди членов СИРПП составляет подавляющее большинство, а представительство издателей в высших органах управления Союза составляет более трёх четвертей. Всё это свидетельствует о том, что фактически СИРПП стал преимущественно издательским объединением.

Мы разделяем точку зрения зарубежных коллег, что плодотворное сотрудничество и выработка новых эффективных механизмов взаимодействия на рынке возможны при полноценном профессиональном представительстве каждой из сторон, т.е. издателей и распространителей.

С учетом данного положения АРПП, как член Distripress, считает необходимым продолжить самостоятельную работу на рынке печатных СМИ без слияния или объединения с другими отраслевыми и общественными организациями, в том числе и с СИРПП.

При этом Союз издателей и распространителей печатной продукции был и остается для нас важным стратегическим партнером в обустройстве российского рынка СМИ.

Мы считаем, что общими усилиями в сотрудничестве с СИРПП, ГИПП, НАИ, Союзом московских издателей, Медиа союзом, союзами журналистов РФ и Москвы, Книжным союзом, НП «Издательская инициатива, союзами полиграфистов и другими отраслевыми общественными организациями нам удастся обеспечить эффективное развитие всей нашей отрасли в интересах всех распространителей и издателей, на благо российского читателя, подписчика и гражданина.

Правление АРПП, 25.10.2006