У почтового ведомства открылось второе дыхание А ведь столько разговоров было вокруг темы "Почта умирает!", "Мы больше не пишем письма, а общаемся с помощью SMS" и т. д. Однако цифры говорят обратное - доходы почтовой службы в Москве за три последних года выросли на миллиард с лишним рублей. Граждане с новой силой бросились строчить письма и отправлять посылки (их объемы сравнялись и даже немного превысили то, что было три года назад). А в сентябре почтовым работникам - наконец-то! - впервые за долгое время на 30-50% подняли зарплату.

О том, как обстоят дела в этом ведомстве и чего нам ждать от почты, корреспондент "ВМ" беседовала с директором Московского филиала ФГУП "Почта России" Сергеем ЗЕМЛЯНОВЫМ.

Лети с приветом, вернись с ответом

- А кто, Сергей Юрьевич, пользуется сейчас почтой?

- Все, от собесов до Администрации президента. До 2000 года объем переписки шел на спад. Но вот уже третий год идет по нарастающей. В сутки столица отправляет свыше 500 тысяч, а получает более 800 тысяч единиц эпистолярной корреспонденции. По сравнению с 2003 годом число приходящих в город писем увеличилось примерно на 200 тысяч штук. Такие темпы обеспечивают столице корпоративные клиенты, имеющие бизнес в регионах. Никого из них мы не потеряли. Напротив, объемы так называемой партионной (корпоративной) почты выросли на 50%. Несмотря на низкие тарифы (их устанавливает государство) письменная корреспонденция - одна из самых доходных статей московского почтового ведомства. Другой важный источник - финансовые услуги. Это доставка пенсий, пособий, прием и оплата переводов, коммунальных платежей, услуг сотового оператора и прочее.

А в регионах большой популярностью пользуется услуга "Товары - почтой". Представьте глухое село, откуда до ближайшего магазина семь верст киселя хлебать. Туда не всякий день полуторка с "большой земли" доберется. А почтовая машина - обязательно.

Поэтому-то главы местных администраций и держатся за почтовые отделения. Почта - это "социалка", 70% пенсий доставляется нашей службой. Уйдет она с территорий, как ушли Сберкасса, Госстрах, что там останется? Поэтому справедливо мнение руководителя Министерства информационных технологий и связи Леонида Реймана: ни одно почтовое отделение не должно быть закрыто. В Москве только за три последние года открыты отделения связи в Митине, Жулебине, Куркине, Южном Бутове, Некрасовке. А всего в столице работают 525 ОПС.

- Но как они работают? Многие жалуются - почта работает до 16 часов.

- Это неправильно и мы с этим боремся. Кроме 22 круглосуточных почтовых отделений, большинство столичных ОПС (в зависимости от класса) должны работать до 21часа. А многие (от 30% до 70%) - по субботам и воскресеньям.

Правда, до последнего времени почте остро не хватало операторов и почтальонов. Средняя зарплата сотрудников была 5 тысяч рублей, плюс ежемесячные 30-50% премии. Понятное дело, долго на таких условиях могли работать лишь старые кадры, для которых почта - дом родной. Молодые люди шли сюда неохотно и лишь с одной целью - заложить профессиональную базу. Они учились работе на почтово-кассовых терминалах, компьютерах, а потом.... уходили в коммерческие структуры, например, кассирами супермаркетов, где зарплата до последнего времени была выше.

С 1 сентября этого года на "Почте России" введена новая единая система оплаты труда (ЕСОТ). Зарплата московских почтовиков увеличилась на 30-50%. С одной стороны, это должно пресечь текучку кадров. А с другой, появилась возможность повысить требования к персоналу, привлечь молодых, грамотных, профессиональных людей. Тем более что российская почта, хоть и ГУП, то есть, финансово самостоятельное предприятие, но сохранила важные приметы госструктуры: детский сад, пионерлагерь, медсанчасть, социальный пакет, премиальную систему вознаграждения и так далее. Так что теперь почтовое ведомство становится вполне конкурентоспособным.

Это уже контейнерные перевозки

- Вы думаете, принятых мер достаточно, чтобы обновить лицо столичной почты?

- Естественно, просто поднять зарплату мало. Но "Почта России" сейчас развивается мощно и сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, два года назад наше ведомство стало единым. До этого 42 тысячи российских отделений связи выживали в одиночку. Сравните возможности Москвы и Чукотки и поймете, что это значит. Как только почтовая отрасль стала единым юридическим лицом, сразу нашлись средства для ее масштабной реорганизации. Наверняка вы обратили внимание, что вместо обшарпанных отделений почтовой связи в Москве стали появляться фирменные, бело-синие ОПС. Таким образом, в столице отремонтированы уже более 100 отделений. Причем это не просто косметический ремонт.

Качественно обновляется все, начиная, простите, с санузлов и закачивая клиентским залом, его оборудованием. Ведь современному молодому человеку не все равно, как проводить рабочий день. А в таких условиях работать не стыдно.

- Тепло и светло?

- Не только. У нас идет серьезная компьютеризация отрасли. Устанавливается новейшее программное обеспечение, которое позволяет сделать почтовое окно универсальным. Посетителю не нужно будет томиться в очереди к разным операторам. Подошел к окну, оплатил коммунальные услуги, выправил банковский кредит, оформил страховой полис, заплатил за мобильный телефон - свободен! Универсальными со временем станут все окна ОПС. Улучшилась у нас и ситуация с автопарком. Теперь перевозки почты по Москве осуществляют в том числе и 80 новых "Мерседесов", "Фольксвагенов". Вместо допотопных страховых мешков для писем и посылок - современные пластмассовые многооборотные ящики. В результате повысилась сохранность корреспонденции, ее отгрузка идет быстрее.

Начато еще одно важное дело - строительство автоматизированных сортировочных центров. Дело в том, что сегодня 99% почтовых отправлений обрабатывается вручную. Идет конвейер, люди руками переносят письма, посылки, бандероли, раскладывают их по направлениям. Это "съедает" половину времени доставки. А на сортировке трудятся в основном женщины. Автоматизированная система (а это транспортер, штрихкод, механическая загрузка, сортировка) существенно облегчит их труд. Первый такой центр уже начали возводить в поселке Львовский Подольского района.

Он будет обслуживать столицу и ближайшие области. За сутки через него будет проходить до 3 миллионов отправлений.

Добро пожаловаться!

- Все это хорошо, но, судя по отзывам людей, сегодня много корреспонденции попросту пропадает в пути. Или другая проблема - пришел на почту получить перевод, а денег в кассе нет. Что делать?

- Когда в коллективе 17 тысяч сотрудников (а именно таков столичный филиал "Почты России"), сбои случаются. Мы разбираем каждый случай и принимаем меры вплоть до увольнения недобросовестных сотрудников. От неприятных сюрпризов есть средство - регистрируемая корреспонденция. Это ценные, заказные письма, посылки и бандероли, которые отслеживаются с помощью автоматизированной системы управления. На любом этапе причину заминки их продвижения можно отследить и принять меры. Что еще? В каждом ОПС есть "Книга жалоб". Любой сигнал, который поступает к нам на горячую линию, отражается на сотрудниках.

Если нет денег в кассе, оператор ОПС связывается с Главпочтамтом и уже в течение получаса, максимум часа, на место приходит машина с денежным подкреплением.

Из почты - в Интернет

- Не боитесь конкурентов?

- Вы имеете в виду предприятия FedEx, UPS, DHL? Эти фирмы действительно занимают определенную нишу на нашем рынке. Но почтовая служба России существует больше трех веков. Нас лучше знают и нам доверяют. Кроме того, мы активно расширяем перечень услуг, стараемся повысить их качество. Для этого только в последнее время введены, например, желтые пластиковые пакеты ускоренной почты под названием "Отправления 1-го класса". Они путешествуют только авиаспособом и вручаются клиенту прямо в руки.

Заработала по Москве и курьерская почтовая служба доставки корреспонденции "Регион-Курьер". Наверное, обратили внимание, появились в отделениях связи терминалы самообслуживания, здесь можно получить максимум услуг - погасить коммунальные платежи, оплатить услуги сотовой связи, оформить банковский кредит или перевести взнос на банковский счет, снять деньги с пластиковой карты. Можно, наконец, поработать в Интернете - до конца года такая услуга появится в каждом столичном ОПС. Можно подписаться на "Кибер-прессу" - электронную версию газетных изданий или выслать "Кибер-деньги" - электронный перевод доходит до любой точки России за 72 часа, причем обходится гораздо дешевле телеграфного. Конечно, мы еще в самом начале пути, но движемся в правильном направлении.

СПРАВКА "ВМ"

В 1990-е годы, лишившись государственного финансирования, почтовое ведомство России испытало серьезный кризис. Объемы некоторых видов корреспонденции сократились на 20%. Недавний подъем отрасли не в последнюю очередь связан с приходом нового руководителя.

Игорь Сырцов возглавил "Почту России" в 2003 году.

По его словам, уже к 2010 году отправка письма в любую точку России будет составлять три дня. Сейчас, впервые за 15 лет, почта начала обновлять парк железнодорожных вагонов, формировать свои автопоезда. Однако средств на ведомственный авиационный транспорт у нее пока нет. Для сравнения: китайская почта располагает 47 самолетами, а у французской - более 30 Boeing 737.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ПОЧТЫ:

Московский главпочтамт: 628-72-06

ФГУП "Почта России": 956-20-67

СПИСОК ОТДЕЛЕНИЙ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ УФПС Г. МОСКВЫ - ФИЛИАЛА ФГУП "ПОЧТА РОССИИ" НА КРУГЛОСУТОЧНОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ (УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗАМИ ФГУП "ПОЧТА РОССИИ" ОТ 01.06. 2006 N 243/1, ФАС ОТ 29.05.2006 N 101) ПО СОСТОЯНИЮ ОТ 01.10.2006 ГОДА

N ОПС, местонахождение, номер п/п начальника ОПС (адрес) телефона

1. 119027 ул. Б. Внуковская, д. 15

436-84-61

2. 127081 пр-д Дежнева, д. 34

477-04-33

3. 129085 пр-т Мира, д. 97

215-59-96

4. 121099 Смоленская пл., д. 13/21

241-16-81

5. 111116 Энергетическая ул., д. 9, к. 1

361-42-46

6. 109147 ул. Марксисткая, д. 9

670-19-32

7. 123182 ул. Маршала Василевского, д. 15/1

193-62-87

8. 125190 ул. Усиевича, д. 16

151-24-42

9. 107241 ул. Уральская, д. 1

462-43-73

10. 105318 ул. Щербаковская, д. 35

369-32-23

11. 125368 3-й Митинский пер., д. 1

752-77-11

12. 111397 3-я Владимирская ул., д. 31/33

672-88-74

13. 127411 ул. Люблинская, д. 4

484-61-83

14. 115419 ул. Шаболовка, д. 69, к. 1

952-46-10

15. 127434 Дмитровское шоссе, д. 17, к. 2

977-23-01

16. 109443 Волгоградский пр-т, д. 88

172-68-15

17. 117463 ул. Паустовского, д. 8, к. 1

422-27-11

18. 121471 Можайское шоссе, д. 29, к. 2

443-32-64

19. 125504 Коровинское шоссе, д. 1

489-25-89

20. 115551 Домодедовская ул., д. 20, к. 3

392-74-11

21. 101000 цеха NN 3,6 УФПС г. Москвы Мясницкая ул., 26

Цех N 6 624-50-00

Цех N 3 625-37-48

Источник: Вечерняя Москва, 30.10.2006