Разделяя Вашу тревогу за состояние подписки на периодическую печать, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям в рамках своей компетенции предпринимает меры по её улучшению. Этот вопрос обсуждался на Межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития», которая состоялась 1 марта с.г. в Москве при участии первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, а 30 марта 2006 года по инициативе Агентства у Д.А. Медведева прошло специальное совещание на тему: «О распространении в Российской Федерации периодических печатных изданий по подписке». По его итогам последовало протокольное поручение, согласно которому было рекомендовано:
- ФГУП «Почта России» рассмотреть возможность установления тарифов по приему подписки и доставке подписных изданий на период с 1 апреля 2006 г. на уровне не выше тарифов по приему подписки и доставке подписных тиражей, установленных на первое полугодие 2006 г.;
- ФАС России (И.Ю.Артемьеву), Мининформсвязи России (Л.Д.Рейману), ФСТ России (С.Г.Новикову) с участием Роспечати проанализировать действия ФГУП «Почта России» в части установления тарифов по приему подписки и доставке газет и журналов на первое полугодие 2006 г. с учетом антимонопольного законодательства, в том числе обоснованность величины данных тарифов;
- Мининформсвязи России (Л.Д.Рейману), Минкультуры России (А.С.Соколову) с учетом состоявшегося обсуждения представить предложения, направленные на совершенствование предоставления услуг по подписке и доставке периодических печатных изданий, в том числе в части отнесения данных услуг к универсальным, а также передачи почтовых абонентских ящиков и абонентских почтовых шкафов в ведение организаций федеральной почтовой связи;
- Минкультуры России (А.С.Соколову), Мининформсвязи России (Л.Д.Рейману) проработать вопрос о целесообразности и механизме осуществления государственной поддержки распространения периодических печатных изданий по подписке.
Во исполнение данного протокольного поручения, по согласованию с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и представителями подписного рынка страны, в июле 2006 года совместным письмом Мининформсвязи России и ФАС России на рассмотрение первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева были внесены конкретные предложения по развитию института подписки на периодическую печать в РФ, в том числе поставлен вопрос о возможности работы издательств напрямую с ФГУП «Почта России», то есть о заключении прямых договоров с почтовыми организациями на прием заказов на подписку, обработку этих заказов и на доставку подписных тиражей потребителям.
Кроме того, по предложению Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Минкультуры России подготовило и в октябре с.г. направило на согласование проект федерального закона «О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», в том числе, уменьшению НДС на работы и услуги, связанные с организацией подписки на периодическую печать, с 18% до 10%.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 18 Федерального закона «О почтовой связи» от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.07. 2003 года № 126-ФЗ и от 22.08.2004 года № 122-ФЗ), распространение периодических печатных изданий по подписке не входит в Российской Федерации в число универсальных почтовых услуг и осуществляется на коммерческой основе. При этом действующие Правила продажи отдельных видов товаров (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 года № 1222, от 02.10.1999 года № 1104 и от 06.02.2002 года № 81) предоставляют продавцу право самостоятельно определять ассортимент предлагаемых к продаже товаров (перечень услуг), а также формы обслуживания в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.
В настоящее время ФГУП «Почта России» работает с девятью общефедеральными подписными агентствами - ОАО «Роспечать», Агентством подписки и розницы (АПР), Межрегиональным агентством подписки (МАП), Агентством распространения средств массовой информации (АРСМИ), Агентством по распространению зарубежных изданий (АРЗИ), агентствами издательских домов «АиФ», «Экономическая газета», «Комсомольская правда» и «Медиа-Пресса», которые собирают более 90% всех подписных тиражей в стране. У всех этих агентств заключены договоры с ФГУП «Почта России» и формально они находятся в равноправных условиях на рынке распространения периодической печатной продукции по подписке, т.е. СМИ имеют возможность распространять свои подписные издания через любое из них.
Вместе с тем, региональные подписные каталоги с конечной подписной ценой выпускает только «Межрегиональное агентство подписки» (МАП), чем, собственно, и объясняется более пристальное внимание к нему со стороны местных издателей, которым входить в общенациональные каталоги, как правило, и дороже, и нет особой нужды. К сожалению, остальные агентства, например ОАО «Роспечать» и аффилированное с ним АПР, контролирующие совместно более 50% подписного рынка РФ, пока не проявляют особого стремления работать с местной прессой, прежде всего в силу большого количества наименований местных печатных СМИ и небольших подписных объёмов по каждому из них в отдельности.
Что касается экономической и тарифной политики ФГУП «Почта России», то по этому вопросу Вам надлежит обращаться в Федеральное агентство связи и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, подведомственным учреждением которых оно является.
Сообщаем также, что информация о Вашем письме размещена на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
С уважением, М.В. Сеславинский.