Гендиректор "Медиахолдинга "Эксперт" В.Фадеев: В Российских СМИ обсуждается слишком мало новых идей

В России появился новый медиахолдинг - "Медиахолдинг "Эксперт" со своими интернет-сайтами, массовым еженедельником и кабельным телеканалом. Его основали руководители журнала "Эксперт" и алюминиевый магнат Олег Дерипаска. Главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев рассказал о новом проекте корреспонденту "Известий" Владимиру Перекресту.

Валерий Александрович, что будет представлять собой новый холдинг?

Планируем три направления. Первое: создание ряда интернет-сайтов. Уже запущен проект "Эксперт-Онлайн", это ежедневная интернет-газета: текущие события, аналитика, материалы рейтинговых агентств и т.д. Сейчас его посещаемость 40 тысяч в день, но на следующий год рассчитываем довести до 150 тысяч. В этом случае рейтинг даст мощный рекламный поток. Кроме того, планируем создать ряд популярных сайтов о кино, о книгах - они уже в работе. Второе направление - новый еженедельный журнал о жизни в стране и за границей, его рабочее название "Русский репортер". Что принципиально: он будет выходить большим тиражом, 300 тысяч экземпляров. А начнем со 150 тысяч.

Не бывает еженедельников с такими тиражами.

А у нас будет. Тираж "Эксперта" сейчас около 90 тысяч, а массовый журнал всегда имеет тираж в несколько раз больше, чем деловой. Надо просто соответствовать интересам и потребностям аудитории. Наша аудитория - это новый средний класс, даже верхняя его часть. Этот слой составляет 10-20 млн человек. Тематика "Русского репортера" отражается в его названии - здесь будет все: и политика, и экономика, и культура, и социальные проблемы, и Северный Кавказ. Однако акцент будет сделан на повседневной жизни людей. И наконец, третье направление - кабельный канал для тех, кого не устраивает нынешнее телевидение. Этот канал также предназначен для нового среднего класса. Ему нужна информация, ясный правдивый анализ, поэтому стержнем канала будут, конечно, новости. Но вместе с тем эта аудитория хочет знать и более широкий контекст - мировой, исторический, просвещенческий.

А вы уже нашли человека, который бы сказал, что понял вашу задачу?

Сегодня это главное - найти людей, которые нам созвучны, и составить команду. Из тех, с кем мы ведем сейчас переговоры, я могу назвать пока Александра Гордона, который возьмет на себя, условно говоря, "просвещенческое" направление работы.

Сколько денег потребуется на раскрутку проекта?

Объем инвестиций на ближайшие пять лет составит 1,4 млрд рублей. Схема сделки такова. Все активы группы "Эксперт" переводятся в новую компанию "Медиахолдинг "Эксперт". Медиахолдинг проводит дополнительную эмиссию акций в размере блокирующего пакета и продает этот пакет компании РАИнКо, подконтрольной Олегу Дерипаске.

За сколько?

Сумма сделки не разглашается. Скажу только, что деньги от продажи этого пакета направляются на инвестирование проектов. Инвестируются также и собственные средства группы "Эксперт", а также весьма выгодный долгосрочный кредит.

Это все организовано к предстоящим выборам?

Наша сделка не имеет никакого отношения к выборам 2007 и 2008 годов и какой бы то ни было политической борьбе. И в то же время говорить, что она абсолютно лишена политического характера, нельзя. В любой развитой стране средства массовой информации обязаны играть серьезную политическую роль. А российские СМИ слабы, они не выполняют важнейшую коммуникативную функцию между слоями общества, между бизнесом и властью. В них очень мало обсуждается новых идей, идей развития. Вот в этом смысле наш проект, направленный на развитие серьезных СМИ, имеет общественно-политический характер.

Не очень понятно: вы будете пропрезидентским холдингом или оппозиционным?

Мы сочувствуем нынешней власти, но это не значит, что мы ее не критикуем. Однако надо ясно различать критику власти и разрушение государства. Говорят, что СМИ должны находиться в оппозиции власти. Но оппозиция должна быть системной - помимо воплей, обличающих "путинский режим", за ней должно стоять еще что-то более серьезное. Есть ли в России политические силы, которые в состоянии перехватить власть на выборах, например, возглавить Госдуму, выдвинуть кандидата в президенты? Пока нет. А значит, разговоры об оппозиционности СМИ - это все клоунские штучки.

А Дерипаске все это зачем?

Во-первых, это бизнес. У Олега Дерипаски приличный пакет акций. Компания будет расти, а значит, будет дорожать и его пакет. А во-вторых, он полагает, что сильная медиакомпания будет позитивно воздействовать на саму медиасреду, будет менять в лучшую сторону систему коммуникаций между разными слоями общества, между властью и обществом.

Он очень озабочен тем, как изменить систему коммуникаций?

Конечно. Олег Дерипаска - владелец самой большой алюминиевой компании, один из крупнейших предпринимателей мира. И на таком уровне подобные вещи имеют серьезное значение.

А как происходило ваше "сватовство" с Олегом Дерипаской?

Мы не раз беседовали о проблемах структурирования общества, развитии новых практик и роли средств массовой информации. Наши оценки оказались близки. Когда "Эксперт" вырос до необходимости развития бизнеса, Дерипаска предложил организовать совместный проект.

Рассматривалась ли возможность работы с иностранными партнерами?

Я считаю, что вести политические и общественные дискуссии в иностранных средствах массовой информации - это абсурд, мы все-таки развитая страна. Иностранцам не нужно решать наши проблемы, поэтому их капитал скорее связывает, чем дает возможность развиваться. Я имею в виду, конечно, серьезную прессу, а не глянец. Возьмите, например, "Ведомости" - очень грамотное профессиональное издание. Но оно всегда будет отстраненным. Пример прошлой недели: редакционная статья в "Ведомостях", перепечатанная из "Уолл-стрит джорнэл", - жесткая антироссийская статья. Я бы не мог поместить в "Эксперте" такую статью, а если бы и поместил, то с очень серьезным комментарием. А "Ведомости" могут. Потому что "Уолл-стрит джорнэл" - их акционер.

То есть, по-вашему, цель иностранных СМИ - не только заработать деньги, но и ослабить, дискредитировать российское государство?

Не так буквально. Мы говорили: серьезные СМИ не могут быть вне политики. Поэтому естественно, что иностранные акционеры будут пытаться создавать такую среду и так влиять на формирование повест-ки дня, как выгодно тем кругам, к которым эти акционеры принадлежат. И это никакой не заговор. Просто мир так устроен. В связи с этим настораживает, что доля иностранного капитала на российском медиарынке достаточно велика и продолжает увеличиваться. Большинство наших издателей находится в неравных условиях конкуренции: во-первых, у иностранцев гораздо больше денег, а во-вторых, эти деньги дешевле - процентные ставки на кредиты ниже. Наше государство защищает металлургов или производителей сельхоз-продукции, воюет против антидемпинговых мер, но при этом считается, что издательский рынок защищать не надо - газеты и журналы менее важны, чем железки или куриные окорочка. А это не так.

Источник: Известия, 07.11.2006