В последнее время в нашу Ассоциацию поступает значительное количество писем от руководителей предприятий, занимающихся распространением печатной продукции. В этих обращениях выражается озабоченность по поводу новых правил оплаты за технологическое присоединение к распределительной электросети, установленных Постановлением Региональной энергетической комиссией города Москвы от 15 августа 2006 года.
Суть проблемы в том, что новый порядок с финансовой точки зрения весьма обременителен для продавцов периодики. Для нормального функционирования обычного киоска прессы требуется порядка 3-х киловатт подаваемой электрической мощности. Таким образом, стоимость подключения одной торговой точки превысит 160 тысяч рублей. Если к этой сумме добавить иные обязательные расходы, в том числе затраты на согласования в различных инстанциях, за оформление правоустанавливающих документов на аренду земельного участка, приобретение и установку киоска, то совокупные платежи составят свыше 500 тысяч рублей. Принимая во внимание приведённые выше расчёты и краткосрочный характер договора аренды земли, а, также учитывая низкую рентабельность розничного распространения печатной продукции, следует признать, что установка новых киосков в таких условиях становится экономически нецелесообразной.
По мнению наших корреспондентов, которое разделяет и АРПП, решение Региональной комиссии от 15 августа с.г. противоречит основным положениям Концепции реформирования и развития рынка распространения печатных средств массовой информации, утверждённой Постановлением правительства Москвы от 29.11.2005 г. №965-ПП. В частности, новые правила практически отменяют те разделы Концепции, в которых говорится о «создании экономически и организационно привлекательных условий для развития всех форм и методов распространения печатных изданий», а также о «расширении территории сбыта и увеличении числа торговых объектов».
Региональная комиссия фактически поставила знак равенства между распространением прессы и торговлей табаком, вино-водочными и т.п. изделиями. Тем самым Постановление энергетиков противоречит и Распоряжению Мэра Москвы от 29 мая 1997г. №417-РМ, где в п. 1.3. подчёркивается, что «организации по распространению периодических печатных изданий причисляются к организациям культуры – социальной сферы и пользуются всеми льготами, … установленными для предприятий городского заказа в части земельных отношений, оплаты услуг предприятий связи, транспорта, эксплуатационных и коммунальных услуг».
Складывается впечатление, что сотрудники Региональной комиссии не знакомы и с Вашей позицией по этому вопросу, изложенной в интервью газете «Комсомольская правда в августе прошлого года. По всей видимости, они не согласны с Вашим утверждением, что «обеспечение равного доступа москвичей к информации может стимулироваться за счёт создания для распространителей особого, с учётом характера их товара, режима работы». Вероятно, они не разделяют Вашу точку зрения, что «проблема распространения, доступности периодики становится проблемой не инфраструктурно-торговой, а политической и, следовательно, «приоритетной для городского правительства».
Наша Ассоциация всегда выступала в поддержку действий городских властей, направленных на формирование благоприятных условий для свободного приобретения гражданами печатной продукции, создание соответствующих предпосылок для обеспечения покупателям шаговой доступности покупки газет и журналов.
Ни для кого не секрет, что благодаря усилиям Правительства Москвы, в городе проведена большая работа по упорядочению и развитию системы дистрибуции прессы, оказанию поддержки предприятиям малого бизнеса в части разработки и внедрения современных технологий распространения печатной продукции, вводу в действие эффективных логистических схем. По оценкам экспертов, сложившаяся в столице система распространения по многим показателям наиболее близко подошла к тем параметрам, которые стали нормой для большинства европейских стран.
Вместе с тем, в нашем городе в сравнении с европейскими показателями сохраняется острая нехватка розничных точек продаж прессы, особенно в «спальных» районах. Так, в среднем по Европе одна торговая точка приходится на 1000 жителей, в Польше – на 500, а в Москве, по оценкам специалистов, на 3000-4000 жителей.
Реализация Постановления Региональной энергетической комиссии приведёт к тому, что многие распространители будут не в состоянии заниматься дальнейшим развитием розничных сетей, устанавливать дополнительные киоски прессы. Кроме того, для сохранения своего бизнеса им придётся поднимать цены на периодическую печать. Таким образом, можно говорить, что своим решением Региональная комиссия фактически вводит экономическую цензуру, отсекающую от печатного слова малоимущие слои населения.
Учитывая социальную значимость прессы, полагаем необходимым принять к Постановлению комиссии от 15 августа 2006 года специальное дополнение, в котором установить льготную плату за технологическое присоединение к электрическим сетям для организаций, занимающихся распространением печатной продукции.
Просим Вас, Юрий Михайлович, оказать содействие в решении этой проблемы.
С уважением,
Президент АРПП
Д.В. Мартынов
30.10.2006