Сегодня издания, распространяющиеся в Интернете, уже составляют серьезную конкуренцию своим «бумажным» братьям. Интернет постепенно отвоевывает рекламу у печатных СМИ. Многие представители рекламных агентств основную часть необходимой информации об изданиях, а также о расценках на рекламу черпают из Интернета. Так, известный медиамагнат Руперт Мердок, который в начале 90-х годов прошлого века относился к Всемирной паутине весьма скептически, теперь считает, что она угрожает любой информационной империи. «Время работает против нас», – заявил он издателям американских газет.
Печатные СМИ, сориентировавшись в новых условиях, постепенно учатся вести бизнес в Интернете и находят там новых рекламодателей. Специалисты по рекламе утверждают, что в последнее время наблюдается тенденция к снижению доли рекламы в печатных СМИ и перераспределение рекламных бюджетов в пользу более дешевых или бесплатных интернет-ресурсов. Они считают, что реклама в Интернете работает намного эффективнее, чем в печатных СМИ, а объясняют это тем, что в онлайне существует множество бизнес-связей, позволяющих обмениваться информацией, и трафиком интернет-сайтов. Такого же мнения придерживаются и рекрутеры. Они сообщают, что в последнее время доля рекламных вложений кадровых агентств в Интернет достигла 40%: сюда входят расходы на баннеры, текстовые ссылки, контекстную рекламу и другие способы продвижения, включая такие экзотические и неочевидные, как «вирусный маркетинг». По их мнению, тенденция рынка такова, что доля вложений в интернет-рекламу будет только расти. Это эффективно для привлечения новых кандидатов, так как Сеть – это самый дешевый, быстрый и эффективный способ их поиска. По информации Международной федерации периодической печати, больше половины глянцевых журналов сейчас отмечает, что их онлайновая версия приносит прибыль. Главные причины создания онлайновой версии – расширение читательской аудитории (84%), привлечение подписчиков для бумажного издания (81%) и построение сообщества вокруг бренда (67%). Получение прибыли в дальней перспективе (76%) гораздо важнее, чем в краткосрочной (40%), тем не менее уже сейчас онлайновые версии многих журналов приносят неплохие деньги. Только за последний год журналы стали зарабатывать в Интернете заметно больше, чем ранее. По информации Международной федерации периодической печати, о прибыльности своего сайта рапортуют 54% журналов, что на четверть превышает показатель прошлого года. И только 17% сказали, что их сайт приносит убытки, на 38% меньше прошлогоднего. Распределение источников доходов примерно такое же, как и в бумажном издании. Примерно две трети поступает от рекламы, а остальное – от спонсорских программ, подписки и электронной коммерции. Всего лишь 33% журналов опасаются, что инвестиции в развитие сайта не окупятся. Год назад таких было 60%. Неудивительно, что за последние 12 месяцев больше половины веб-сайтов увеличили свои расходы на онлайновую версию, а 82% собираются сделать это в текущем году. Тенденции развития рынка СМИ таковы, что продвижение электронных версий является для печатного издания одним из приоритетных направлений. «Газеты не имеют будущего, если не будут развивать онлайновые и цифровые сервисы», – такое мнение было озвучено на конференции, организованной Всемирной газетной ассоциацией в Мадриде. Это объясняется тем, что у электронных версий изданий существуют принципиальные преимущества по сравнению с печатными СМИ. Прежде всего это, конечно, удобство, так как далеко не всем удобно читать с листа, в дороге, например, или во время перелетов. А в наладонном компьютере может уместиться годовая подписка на журнал в формате PDF. Кроме этого, онлайновые издания отличает оперативность, а также быстрота и легкость доступа к информации, возможность полнотекстового поиска. «Большинство издателей, у которых успешные сайты в Интернете, нашли в Сети новых рекламодателей, которые не рекламируются в печатной версии», – сообщается в отчете Routes to success for consumer magazine websites. На российском рынке тоже есть примеры, демонстрирующие высокий потенциал Интернета. Так, например, на электронную версию издания «Валютный спекулянт» приходится более двух третей всего объема продаж. Кроме того, СМИ все активнее начинают предоставлять своим читателям дополнительный сервис, в том числе и возможность подписки на свой электронный вариант. Однако существующие на сегодняшний день в Сети предложения по интернет-подписке довольно разрозненны и разноплановы. В частности, не так давно компания «Информсервис» разработала систему доступа к электронным версиям печатных изданий New Press (www.new-press.ru). Это сетевая торговая площадка, на которой издатель может выставлять на продажу издания в электронном виде, назначать им цену, отслеживать продажи в режиме реального времени, участвовать в партнерских программах, а также пользоваться различными встроенными инструментами для сбора и обработки информации об интересах и предпочтениях пользователей. Любой подписчик интернет-каталога New Press может прочитать общую информацию об издании, анонсы номеров, выбрать издание, которое ему понравится, и купить его электронную версию в формате PDF, оформив оплату в режиме онлайн. В России прямых аналогов системе New Press не существует. Генеральный директор «Информсервиса» Владимир Гансон поясняет, что на момент формирования идеи, то есть в сентябре 2004 года, аналогов не было вообще. «Но мы много времени уделили подготовительному этапу, и за это время на рынок электронных СМИ вышло ЗАО “Интернет-проекты”, которое базируется в Петербурге. Их проект Subscribe.ru является лидером на рынке российской интернет-подписки. Компания имеет длительный опыт работы на интернет-рынке и штат квалифицированных специалистов. Subscribe использует другой принцип работы: они занимаются организацией списков рассылки. И до недавнего времени они не работали с PDF-файлами», – отмечает Гансон. Основная цель таких ресурсов – превратить сайт издания в источник дохода для издательства. При этом при вступлении в систему New Press издатель, по сути, не несет затрат на производство и логистику. Политика ценообразования полностью остается за редакцией издания. Впрочем, по словам Владимира Гансона, сейчас стоимость номеров, получаемых по подписке через Сеть, не слишком отличается от их стоимости в розничной торговой сети, что неправильно и снижает их продажи в Интернете. Для издателей в системе New Press предусмотрен личный «кабинет», в котором можно менять периодичность выхода и другие характеристики издания. Любой издатель имеет возможность самостоятельно размещать электронные версии своих газет и журналов, как текущие, так и архивные. Кроме того, он может размещать дополнительные материалы, не вошедшие в основной номер, организовывать маркетинговые акции по продвижению, собирать информацию о предпочтениях читателя, проводить исследования. Тенденции медиабизнеса таковы, что у интернет-СМИ сохраняется потенциал роста аудитории, который фактически отсутствует у оффлайновой прессы. Интернетом начинает пользоваться все большее количество людей, значительный процент которых становится пользователем его медийного сектора. Кроме того, в отличие от печатной прессы, заявленные тиражи которой могут не всегда соответствовать реальным, в случае интернет-СМИ количество читателей объективно отражается как внешними службами-счетчиками, так и внутренней серверной статистикой. При этом можно отследить не только количественные, но и качественные характеристики аудитории. Источник: журнал «Курьер печати» №43/2006
Печатные СМИ, сориентировавшись в новых условиях, постепенно учатся вести бизнес в Интернете и находят там новых рекламодателей. Специалисты по рекламе утверждают, что в последнее время наблюдается тенденция к снижению доли рекламы в печатных СМИ и перераспределение рекламных бюджетов в пользу более дешевых или бесплатных интернет-ресурсов. Они считают, что реклама в Интернете работает намного эффективнее, чем в печатных СМИ, а объясняют это тем, что в онлайне существует множество бизнес-связей, позволяющих обмениваться информацией, и трафиком интернет-сайтов. Такого же мнения придерживаются и рекрутеры. Они сообщают, что в последнее время доля рекламных вложений кадровых агентств в Интернет достигла 40%: сюда входят расходы на баннеры, текстовые ссылки, контекстную рекламу и другие способы продвижения, включая такие экзотические и неочевидные, как «вирусный маркетинг». По их мнению, тенденция рынка такова, что доля вложений в интернет-рекламу будет только расти. Это эффективно для привлечения новых кандидатов, так как Сеть – это самый дешевый, быстрый и эффективный способ их поиска. По информации Международной федерации периодической печати, больше половины глянцевых журналов сейчас отмечает, что их онлайновая версия приносит прибыль. Главные причины создания онлайновой версии – расширение читательской аудитории (84%), привлечение подписчиков для бумажного издания (81%) и построение сообщества вокруг бренда (67%). Получение прибыли в дальней перспективе (76%) гораздо важнее, чем в краткосрочной (40%), тем не менее уже сейчас онлайновые версии многих журналов приносят неплохие деньги. Только за последний год журналы стали зарабатывать в Интернете заметно больше, чем ранее. По информации Международной федерации периодической печати, о прибыльности своего сайта рапортуют 54% журналов, что на четверть превышает показатель прошлого года. И только 17% сказали, что их сайт приносит убытки, на 38% меньше прошлогоднего. Распределение источников доходов примерно такое же, как и в бумажном издании. Примерно две трети поступает от рекламы, а остальное – от спонсорских программ, подписки и электронной коммерции. Всего лишь 33% журналов опасаются, что инвестиции в развитие сайта не окупятся. Год назад таких было 60%. Неудивительно, что за последние 12 месяцев больше половины веб-сайтов увеличили свои расходы на онлайновую версию, а 82% собираются сделать это в текущем году. Тенденции развития рынка СМИ таковы, что продвижение электронных версий является для печатного издания одним из приоритетных направлений. «Газеты не имеют будущего, если не будут развивать онлайновые и цифровые сервисы», – такое мнение было озвучено на конференции, организованной Всемирной газетной ассоциацией в Мадриде. Это объясняется тем, что у электронных версий изданий существуют принципиальные преимущества по сравнению с печатными СМИ. Прежде всего это, конечно, удобство, так как далеко не всем удобно читать с листа, в дороге, например, или во время перелетов. А в наладонном компьютере может уместиться годовая подписка на журнал в формате PDF. Кроме этого, онлайновые издания отличает оперативность, а также быстрота и легкость доступа к информации, возможность полнотекстового поиска. «Большинство издателей, у которых успешные сайты в Интернете, нашли в Сети новых рекламодателей, которые не рекламируются в печатной версии», – сообщается в отчете Routes to success for consumer magazine websites. На российском рынке тоже есть примеры, демонстрирующие высокий потенциал Интернета. Так, например, на электронную версию издания «Валютный спекулянт» приходится более двух третей всего объема продаж. Кроме того, СМИ все активнее начинают предоставлять своим читателям дополнительный сервис, в том числе и возможность подписки на свой электронный вариант. Однако существующие на сегодняшний день в Сети предложения по интернет-подписке довольно разрозненны и разноплановы. В частности, не так давно компания «Информсервис» разработала систему доступа к электронным версиям печатных изданий New Press (www.new-press.ru). Это сетевая торговая площадка, на которой издатель может выставлять на продажу издания в электронном виде, назначать им цену, отслеживать продажи в режиме реального времени, участвовать в партнерских программах, а также пользоваться различными встроенными инструментами для сбора и обработки информации об интересах и предпочтениях пользователей. Любой подписчик интернет-каталога New Press может прочитать общую информацию об издании, анонсы номеров, выбрать издание, которое ему понравится, и купить его электронную версию в формате PDF, оформив оплату в режиме онлайн. В России прямых аналогов системе New Press не существует. Генеральный директор «Информсервиса» Владимир Гансон поясняет, что на момент формирования идеи, то есть в сентябре 2004 года, аналогов не было вообще. «Но мы много времени уделили подготовительному этапу, и за это время на рынок электронных СМИ вышло ЗАО “Интернет-проекты”, которое базируется в Петербурге. Их проект Subscribe.ru является лидером на рынке российской интернет-подписки. Компания имеет длительный опыт работы на интернет-рынке и штат квалифицированных специалистов. Subscribe использует другой принцип работы: они занимаются организацией списков рассылки. И до недавнего времени они не работали с PDF-файлами», – отмечает Гансон. Основная цель таких ресурсов – превратить сайт издания в источник дохода для издательства. При этом при вступлении в систему New Press издатель, по сути, не несет затрат на производство и логистику. Политика ценообразования полностью остается за редакцией издания. Впрочем, по словам Владимира Гансона, сейчас стоимость номеров, получаемых по подписке через Сеть, не слишком отличается от их стоимости в розничной торговой сети, что неправильно и снижает их продажи в Интернете. Для издателей в системе New Press предусмотрен личный «кабинет», в котором можно менять периодичность выхода и другие характеристики издания. Любой издатель имеет возможность самостоятельно размещать электронные версии своих газет и журналов, как текущие, так и архивные. Кроме того, он может размещать дополнительные материалы, не вошедшие в основной номер, организовывать маркетинговые акции по продвижению, собирать информацию о предпочтениях читателя, проводить исследования. Тенденции медиабизнеса таковы, что у интернет-СМИ сохраняется потенциал роста аудитории, который фактически отсутствует у оффлайновой прессы. Интернетом начинает пользоваться все большее количество людей, значительный процент которых становится пользователем его медийного сектора. Кроме того, в отличие от печатной прессы, заявленные тиражи которой могут не всегда соответствовать реальным, в случае интернет-СМИ количество читателей объективно отражается как внешними службами-счетчиками, так и внутренней серверной статистикой. При этом можно отследить не только количественные, но и качественные характеристики аудитории. Источник: журнал «Курьер печати» №43/2006