Минкультуры спасает подписку

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ подготовило законопроект, согласно которому почти в два раза будет снижена ставка НДС на доставку периодической печати по подписке. Таким образом Минкультуры рассчитывает увеличить подписные тиражи, которые ежегодно снижаются на 3%. Однако участники рынка говорят, что эти планы обречены на неудачу, если ФГУП "Почта России", монополист на рынке доставки, в очередной раз повысит цену на свои услуги.

Вчера начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Геннадий Кудий сообщил РБК daily, что Минкультуры подготовило законопроект "О внесении изменений в ст. 164 ч. 2 налогового кодекса РФ". По нему ставка НДС на распространение периодических изданий, связанных с образованием, наукой и культурой по подписке снижается с 18 до 10%. Как рассказали в Минкультуры, к этой категории можно отнести практически все издания, распространяемые сейчас по подписке, кроме рекламных и эротических. Позже может быть составлен перечень этих изданий.

Сейчас документ проходит согласование в Министерстве финансов и Министерстве экономического развития и торговли. Как сообщили РБК daily в Минкультуры, если он получит одобрение в этих двух ведомствах, то уже в конце ноября будет направлен в правительство. В случае одобрения законодателей он может вступить в силу в 2008 году.

За счет снижения ставки НДС представители Минкультуры рассчитывают увеличить подписные тиражи изданий, так как цена на подписку снизится. И как следствие увеличения подписных тиражей увеличатся доходы издателей. Сейчас цену на доставку формирует монополист ФГУП "Почта России", альтернативным агентствам принадлежит незначительная доля рынка. Причем два года назад ставка НДС на этот вид услуг была увеличена с 10 до 18% постановлением правительства. С тех пор, по данным представителей Минкультуры, объем подписки в России существенно снизился, так как она стала более дорогой. В первом полугодии подписные тиражи снизились на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. В то же время снижение подписных тиражей в прошлые годы колебалось от 1 до 2%. По словам участников рынка, подписка стала еще более дорогой в прошлом году, когда "Почта России" установила новую методику формирования доставочных цен для своих региональных филиалов. "В результате подписная цена на "Комсомольскую правду" в некоторых регионах увеличилась в два-три раза", - говорит директор по распространению КП Елена Сидорович.

Участники рынка считают, что инициатива Минкультуры может снизить тарифы на доставку продукции и соответственно уменьшить подписные цены, если "Почта России" и агентства доставки не увеличат свою цену на доставку. "Наши тарифы на доставку продукции сейчас на 18% ниже, чем у "Почты России". Если законопроект будет принят, это будет означать еще большее снижение тарифов и конечная цена для потребителя упадет", - говорит заместитель генерального директора Агентства доставки и подписки "Московского комсомольца" Михаил Спирин. Однако издатели сомневаются, что читателям удастся подписаться на их газеты и журналы по более низким ценам. "Мы поддерживаем эту инициативу - каждые полгода объем подписки на КП снижается на 5% из-за ее дороговизны, - рассказали в отделе подписки "Комсомольской правды". - Однако при снижении ставки НДС "Почта России" может просто увеличить цену на доставку и читатель ничего не заметит". "Являясь инициатором снижения НДС для периодических печатных изданий по подписке, ФГУП "Почта России" не ставила перед собой иной цели, кроме дальнейшего планомерного развития рынка подписки на всей территории России", - сообщили РБК daily в "Почте России".

Источник: РБК daily, 10.11.2006