ИД «РЖД-Партнер» находится на распутье

Когда осенью этого года бывший заместитель генерального директора ИД «Коммерсантъ» Эдуард Месхидзе был назначен генеральным директором ООО «Издательский дом “РЖД-Партнер”», на рынке было много разговоров о дальнейших перспективах развития компании. ИД «РЖД-Партнер» стал управляющей компанией всех медийных «дочек» ОАО «Российские железные дороги» и, судя по всему, планирует активизироваться на медийном пространстве. Рассказать об этом подробнее мы попросили специалистов компании.

Анатолий КИЦУРА, заместитель генерального директора по развитию ООО «Редакция журнала “РЖД-Партнер”»:

– Читателями нашего журнала являются две основные категории людей – это те, кто перевозит грузы по железным дорогам и не только, и транспортные компании, для которых перевозки – это бизнес. Журнал распространяется через систему фирменного транспортного обслуживания РЖД (таким образом его получают в основном грузоотправители) и с помощью редакционной подписки, подписки через «Роспечать» и альтернативные агентства. В розничной продаже журнал практически не представлен. «РЖД-Партнер» можно приобрести в России и странах СНГ. Мы выпускаем еще проект The RZD-Partner International на английском языке, который распространяется за рубежом и рассчитан на англоязычную аудиторию.

Русская версия выходит тиражом около 17 тыс. экз. Что касается мер по продвижению издания, то мы придерживаемся активной выставочной политики и участвуем во всех профильных выставках. Кроме этого, мы стремимся выйти в сегмент потребительской рекламы. Сейчас публикуем в основном профильную, транспортную рекламу, но надеемся выйти на новые рубежи. Компания Gallup Media провела для нас исследование, которое показало, что наша читательская аудитория – это люди с довольно высоким доходом, поскольку 60% наших читателей занимают на предприятиях руководящие посты, 9% являются владельцами собственного бизнеса. «РЖД-Партнер» – это прибыльное издание, при этом около 60% доходов мы получаем от рекламы, 30% – от подписки и оставшиеся 10% приходятся на другие виды доходов.

Разумеется, у нас есть конкуренты, но надо отметить, что «РЖД-Партнер» принадлежит более 50% рынка в области транспортных СМИ. Ближайшие наши конкуренты – журналы «Морские порты», «Контейнерный бизнес», «Промышленные грузы», «Железнодорожный транспорт» и другие. В принципе, конкуренция в нашем сегменте постоянно усиливается, поскольку появляется очень много проектов, при этом они предлагают гораздо меньшие расценки на рекламу, так что в этом смысле находятся в более выгодном положении.

Самое большое изменение в нашем журнале произошло 1 января, когда «РЖД-Парнтер» стал выходить два раза в месяц. Мы поняли, что читатели хотят более оперативно получать информацию, что это потребность рынка, хотя об окончательных результатах этого шага говорить пока рано. Недавно мы проводили в Москве конференцию, на которой присутствовало около 800 человек – наших читателей, руководителей транспортных и грузообразующих предприятий страны. И, судя по откликам, им будет интересно то, что мы делаем. Также мы собираемся предпринять несколько маркетинговых ходов – в частности, в первом полугодии следующего года стоимость подписки останется неизменной, а читатели будут получать два журнала в месяц вместо одного, а уже со второго полугодия цена подписки увеличится. Думаю, что наши планы развития окажутся успешными.

Павел МАРКАРЯН, исполнительный директор ИД «РЖД-Партнер»:

– В нашем ИД существует довольно большая линейка профессиональных изданий, имеющих корпоративный оттенок и относящихся к «Российским железным дорогам». Наверное, не стоит говорить только о печатной прессе, поскольку наша компания занимается BTL, форумно-экспедиционной деятельностью и другими направлениями, безусловно, связанными со СМИ. Сейчас мы должны консолидировать все эти активы. Там, где происходит наложение форматов, надо разобраться в необходимости существования нескольких продуктов; там, где есть пробелы, информационную матрицу следует дополнить новыми проектами, которые смогут обеспечить необходимой информацией аудиторию, имеющую отношение к железным дорогам. Я имею в виду как профессионалов, так и тех, кто просто пользуется услугами РЖД.

Сейчас я пока не могу с уверенностью говорить о выпуске каких-то новых изданий, поскольку на данный момент мы занимаемся анализом рынка печатных СМИ. Я считаю, что существуют большие возможности, но и рынок перегрет. Пока мы будем заниматься выпуском изданий формата b2b, направленных на узких специалистов. Сегодня мы имеем два центра. В Санкт-Петербурге это «РЖД-Партнер Экспресс», который занимается СМИ на федеральном уровне и создает контент для корпоративных СМИ, в частности, для Октябрьской железной дороги. Второй центр работает в Москве. После формирования двух этих центров существовала опасность дублирования продуктов. Но, возможно, в этом и нет ничего плохого, нам пока только предстоит в этом разобраться.

Вообще сейчас мы только тестируем рынок, изучаем возможности медийного развития. Рассматриваем самые разные варианты развития, в том числе и возможность выхода в «открытое море», т. е. выпуск изданий разной тематики и не только b2b-формата. В том числе мы думаем и о покупке иностранных брендов, эта практика в нашей стране весьма успешна. Правда, осталось их не так уж много. Может, напротив, мы будем ориентироваться на покупку очень узко специализированных изданий. Вероятно, мы будем активно действовать и в области дистрибуции прессы – речь идет о создании достаточно крупной общефедеральной системы, чему могут способствовать налаженные с РЖД связи, но и тут все неоднозначно. Просчитывая такой вариант, мы увидели, что доходность этого направления работы невысока.

Повторяю, мы лишь рассматриваем разные возможности, говорить о каких-то конкретных решениях пока нельзя. Думаю, примерно через полгода мы сможем озвучить более ясные планы.

Я думаю, что мы сможем увеличить тиражи и уже существующих изданий. Тут все будет зависеть от журналистов, их таланта и способностей, качества материалов и глубины проникновения. Главная проблема любого печатного СМИ – это профессионализм журналистов. Если будут интересные материалы, то будут расти и тиражи, поскольку методики продвижения печатной продукции уже разработаны и успешно применяются, да и команду профессиональных менеджеров сформировать не такая уж проблема, эти специалисты на рынке есть.

Источник: журнал «Курьер печати» №44/2006