Петербургские почтальоны стали коммерсантами

В ноябре Управление Федеральной почтовой службы (УФПС) Санкт-Петербурга и Ленинградской области приступило к освоению новой для себя ниши -- интернет-коммерции. Почтовое ведомство открыло сетевой магазин и планирует стать одним из ключевых игроков на этом рынке. Правда, пока ассортимент магазина не богат, в нем можно купить только марки, конверты и запчасти для автомобилей отечественного производства. Но в любом случае опрошенные Ъ эксперты инициативу УФПС оценивают с большим оптимизмом и указывают, что у почты есть весомое конкурентное преимущество по сравнению с другими участниками рынка -- развитая системы доставки товара.

Местное почтовое ведомство решило подзаработать на интернет-коммерции. В этом месяце УФПС Петербурга и Ленобласти анонсировало свой проект shoppost.ru -- сетевой магазин, в котором сегодня продаются почтовые марки и конверты, а также запчасти для отечественных автомобилей, различные инструменты и автомобильная нефтехимия. По словам пресс-секретаря УФПС Анатолия Поваженко, почта уже давно занимается торговой деятельностью, продавая всевозможные товары, вплоть до макарон, в своих отделениях на местах. По словам гендиректора петербургского УФПС Игоря Самылина, выручка от торговли через отделения связи составляет около 50 млн рублей в квартал. Теперь в виде эксперимента УФПС решило освоить нишу сетевой коммерции.

Ъ По данным Discovery Research Group, оборот интернет-торговли в 2005 году в России составил чуть менее $4,5 млрд, из них на розничную торговлю приходится 22%. При этом 68% всего сетевого оборота приходится на Москву и Московскую область. По оценке одного из крупнейших сетевых магазинов "Озон", доля Петербурга и Ленобласти в общем объеме сетевых продаж в 2005 году составила около 10%. Ожидается, что в 2006 году этот показатель вырастет до 12%. Наиболее перспективные направления -- продажа сотовых телефонов и бытовой электроники. По оценке аналитиков, в 2006 году в российских онлайновых магазинах будет продано 600 тыс. мобильных телефонов.

Выход почты на торговые просторы Интернета закономерен. Основное преимущество почтового ведомства по сравнению с действующими игроками этого рынка -- налаженная система доставки, за которую не надо никому платить. На территории Петербурга и Ленобласти работают 882 почтовых отделения, а собственный автопарк предприятия состоит из 450 единиц техники. Например, конверты и знаки почтовой оплаты при заказе через интернет-магазин будут стоить столько же, сколько и в самих отделениях почтовой связи, никакие дополнительные деньги за их доставку с покупателя взиматься не будут. Это должны оценить в первую очередь организации, поскольку минимальная партия таких товаров составляет 100 штук. А вот автозапчасти и принадлежности продаются в розницу.

По данным УФПС, особенно высокий спрос на эти товары в Ленобласти, жителям которой приходится отправляться за запчастями в райцентр, да и там они не всегда есть в наличии. При заказе через интернет-магазин требуемую деталь бесплатно привезут домой. Сервис особенно удобен при приобретении крупногабаритных и тяжелых агрегатов, например двигателя в сборе от автомобиля "Волга".

Отметим, что, приступив к сетевым продажам автозапчастей, почта, видимо сама того не ведая, вышла в свободный до сих пор сегмент интернет-торговли. Так, в Петербурге запчастями для отечественных автомобилей, и то только для "Жигулей", торгует лишь магазин carumba.ru, открывшийся в октябре 2006 года. Все другие петербургские интернет-магазины продают запчасти только для иномарок, при этом интернет-магазинами многие из них можно назвать лишь с натяжкой. Так, в крупнейшем в Рунете магазине exist.ru, представители которого сообщили Ъ, что "почта нам не конкурент, тут не о чем и говорить", через Интернет можно только выбрать товар и оформить заказ. Далее следует съездить в офис, внести наличными предоплату, после чего ждать около двух недель, а затем вновь ехать в офис и забирать там товар. Почта обещает доставить товар за три дня и пока не требует никакой предоплаты. По словам господина Самылина, расчет осуществляется по факту доставки.

Опрошенные Ъ эксперты довольно оптимистично оценивают перспективы интернет-проекта УФПС. Владельцы carumba.ru считают, что бизнес по торговле автозапчастями в принципе должен быть успешным из-за большого неудовлетворенного спроса на детали для наиболее распространенных в России машин, а бизнес по интернет-торговле любым товаром для почты должен быть в особенности успешным, поскольку почта легко решает для себя самую главную проблему российской "е-коммерции" -- логистическую. Также бизнесмены отмечают, что почта будет вызывать у людей доверие: этот своего рода брэнд знаком им с детства. "Это очень хорошая бизнес-идея. У почты есть существенное конкурентное преимущество -- развитая сеть почтовых отделений и система доставки. Правда, у предприятия есть и минус -- имидж неторопливо работающей структуры", -- говорит заместитель директора петербургского филиала интернет-магазина "Озон" Сергей Калмыков. Сотовые дилеры, активно продающие через Интернет свои телефоны, также считают, что проект УФПС может быть успешным. "При правильной реализации и хорошем продвижении интернет-магазина 'Почта России' сможет добиться положительных результатов на петербургском рынке интернет-коммерции. У компании есть необходимые логистические ресурсы для того, чтобы проект состоялся. Интернет-торговля только начинает набирать обороты в России, и логично, что многие крупные компании открывают свои интернет-витрины. С ростом уровня проникновения Интернета все больше пользователей делаю приобретения в сети", -- считает руководитель пресс-службы группы компаний Divizion Очир Манджиров. "Почта может преуспеть в интернет-торговле, особенно в отдаленных районах, поскольку другие интернет-магазины либо вовсе не будут туда ничего доставлять, либо запросят за такую доставку слишком высокую цену", -- говорит гендиректор ИАА "Неделя сотовых технологий" Денис Кусков.

Тем не менее сами почтальоны пока боятся активно продвигать перспективный сетевой бизнес, под предлогом того, что это только "экспериментальное направление". Лишь в случае успеха эксперимента УФПС планирует расширить ассортимент товаров и превратить магазин фактически в онлайновый гипермаркет. "Пока мы будем торговать самостоятельно.

И лишь отладив систему логистики, возможно, привлечем партнеров -- крупных сетевых ритейлеров", -- говорит господин Самылин. Проблему с доступом к этому гипермаркету для основной целевой аудитории -- жителей Ленобласти -- почта уже решает. В настоящий момент предприятие реализует программу по открытию пунктов коллективного доступа в Интернет в почтовых отделениях, к 2008 году в каждом из них будет установлен компьютер с доступом в сеть.

Источник: КоммерсантЪ, 16.11.2006