В каком виде новый главный редактор "Нового времени" будет подавать читателям пищу для размышлений

Для рынка печатных СМИ имя Рафа Шакирова не ново: в разное время он возглавлял ведущие российские газеты - "Коммерсантъ", "Газету", "Известия". Сегодня мы представляем Шакирова как нового главного редактора журнала "Новое время", приобретенного недавно создателем Ren TV Иреной Лесневской (интервью с ней было опубликовано в N 86 "Новой" от 13 ноября). И тем самым продолжаем дискуссию о состоянии российских печатных СМИ, начатую интервью с Дерком Сауэром, основателем и нынешним управляющим Издательским домом Independent Media (N 81 за 23 октября нынешнего года).

- Кажется, волчий билет перестал действовать, Раф Салихович?

- Это вопрос не ко мне, а к тем, кто его выдавал. В какое окошко обратиться на Старой площади? (Здания администрации президента. - Н.Р.) В бюро пропусков, наверное. (Смеется.) Вы же понимаете, что не по своей воле я решил оставить профессию на два года. Конечно, рассматривались разные предложения. Одни были неинтересны, другие (в силу обстоятельств, о которых вы говорите) не складывались. Медиаконсалтинг, которым я до сих пор занимался, - тоже интересная штука, но, конечно, это не тот драйв, когда ты сам работаешь над проектом. У каждого - свое призвание, и я в этом убедился. Люблю живое дело... Как говорится, лучше три года пить живую кровь, чем триста лет питаться мертвечиной.

- А как вы оцениваете слова Лесневской о том, что она будет вмешиваться в содержание журнала?

- Это, по крайней мере, честно. Когда издатели или продюсеры говорят вам, что не будут вмешиваться в ваши дела, не верьте ни одному слову, вспомните лучше бессмертную сентенцию Козьмы Пруткова. Это было, есть и будет. Другое дело - как. Поскольку мы с Иреной Лесневской единомышленники, то, думаю, проблем не будет, тем более что речь идет именно о творческом участии в проекте. Кроме того, наши взаимоотношения определяются контрактом, где все это прописано. Наконец, и Ирена, и Дмитрий занимаются медиабизнесом профессионально, они этим зарабатывают. Это значит, что любые цензурные и самоцензурные ограничения будут приводить к чисто финансовым потерям. Здесь нет свечных заводиков, при которых медиапроекты возникают как подсобные хозяйства.

- Как вы оцениваете приобретения СМИ в последнее время крупными бизнесменами?

- Здесь есть две тенденции. Одна часть процесса представляет собой постановку СМИ под государственно-чиновничий контроль. При этом не важно, что фигурантами сделок часто становятся крупные бизнесмены. Это своего рода оброк. Таким образом решаются сейчас многие задачи. Нужно отпраздновать 300-летие Петербурга? Скинулись. Нужно батареи отопительные с Севера через всю страну самолетом перебросить во Владивосток? Скинулись. Что еще? Ах, "восьмерку" принять и с терроризмом побороться? Да пожалуйста. Да после такого прикупить телеканалов - дело-то пустяшное. К ним еще и газеток приложим.

Тенденция эта давняя, ТВ уже поставлено под контроль. И наивны те, кто полагает, что этот процесс на ежедневной периодике остановится. Дальше пойдут журналы. И, совсем не исключаю, интернет. Сколько мы уже слышали дрожащих от праведного негодования, срывающихся голосов в защиту детей, юношества - лишь бы поставить интернет под контроль. Кажется, что это невозможно? А если бы лет десять назад вам сказали, что ТВ будет подконтрольно государству, а точнее, чиновникам? Когда-то я с некоторой ностальгией смотрел документальные фильмы о советских временах, мне казалось, что это никогда не повторится. А сейчас я смотрю их с другим чувством: слишком легко все это экстраполируется на сегодняшнюю жизнь. И с еще большим интересом я смотрю на Алексея Германа, который снимает "Трудно быть богом". Гениальный режиссер! Когда он начинал снимать фильм, мне казалось, что тема уже ушла.

Вторая тенденция - чисто бизнесовая. Вы знаете, что "Проф-Медиа" удачно освободилось от печатных изданий?

- Политических.

- И приобрели "Афишу", Rambler, телеканалы. И все это представляет вполне логичную структуру. В ближайшем будущем, думаю, они перейдут к синергии всех этих активов: электронных, он-лайновых и оф-лайновых. Это - мировая тенденция. Мы наблюдаем приобретения господина Усманова: "Коммерсант", сейчас - "7ТВ", и (на уровне слухов) грядет приобретение крупного интернет-ресурса. Технологическое будущее медиа - за мультимедийностью. Газеты сегодня не могут самостоятельно выжить на этом рынке, у них должны быть локомотивы продвижения - в виде интернета и ТВ. Мы будем двигаться в том же направлении. Наш сайт будет жить самостоятельной жизнью, иметь свой оригинальный контент.

- Вам есть что читать сейчас?

- А как же?! Столько сейчас издается интересных книг. Еще люблю читать киносценарии и журнал "Киносценарии". Иногда с удовольствием просматриваю Esquire. Но вообще я не читатель периодики, вы будете смеяться. Смотрю газеты и журналы по мере профнеобходимости и тогда, когда происходят важные события. Тогда наступает маленький экзаменационный период. Например, смена правительства, громкое убийство, то есть обязательная тема для всех СМИ. "Время Ч" - день, который в смысле репутации год кормит. И тогда я скупаю все, смотрю, кто как тему разыграл. И это дает цельное представление о том, что происходит с профессиональным уровнем. А обычно пользуюсь своими источниками и интернетом.

Мне до сих пор хватало "Коммерсанта", "Ведомостей" и "Эха Москвы". Но я вдруг себя стал ловить на мысли, что чего-то не докладывают, что я что-то пропустил. Сейчас, входя в новый проект, слежу за всеми новостями, но компактной картины из одного источника у меня нет. И не потому, что я специализированный читатель. Думаю, многим это приходится делать, то есть выискивать важные новости в разных источниках.

- А сформулировать, чего не хватает, можете?

- Первое, чего не хватает (не в перечисленных изданиях, а вообще), - независимости в отборе и подаче новостей. Мы уже говорили о подконтрольных СМИ. Так вот, эта зависимость является их серьезным рыночным недостатком. Наивно полагать, что люди ничего не хотят знать. Ведь именно потому, что хотят, растет аудитория интернета и действительно независимых изданий. Когда вы пишете правду независимо, ради читателя - это ваше несомненное рыночное преимущество. А когда вокруг таких изданий - правдивых, с позицией - все меньше и меньше, не хватает кислорода.

- Это забавно, когда вы говорите про кислород. Потому что Лесневская говорит, что купила журнал как кислородную подушку.

- Видите, дело пошло. Осталось продать еще 75 тысяч таких подушек. Но вернемся к тому, чего не хватает.

Второе - это правильно отобранные новости. Если посмотреть на обложки журналов за одну неделю, то складывается впечатление, что мы живем в разных странах. А нам хотелось бы, чтобы наш читатель легко ориентировался в потоке новостей, понимал и чувствовал тенденции - как в политике, так и в экономике. Не шарахался от одной "сенсации" к другой, как у Жванецкого: "какие чукчи, когда такая радиация". Тогда он может планировать свою жизнь и свой личный бюджет, зная заранее, что может произойти, а что нет.

Третье - выход еженедельника может и должен быть информационным поводом. Если с утра ваши эксклюзивные новости и материалы не цитируют агентства и другие медиа, то вы потратили неделю зря. К сожалению, приходится наблюдать, как многие коллеги просто следуют за лентой агентств. А раз нет эксклюзива, то нет и потребности в регулярном чтении издания.

Четвертое - мне очень не хватает, чтобы в отборе и подаче новостей исходили из моих интересов, из интересов читателя. Обо всем мне рассказывают так, будто я давно подал заявку на короткометражный фильм об урожайности. А я не подавал. Мне с гордостью рапортуют об очередном рекорде цен на нефть. И вроде как я должен радоваться, но почему-то плачу за бензин больше и больше. Тогда, по тому же Жванецкому, "объясните, мы посмеемся вместе". Танцевать мы будем от читателя.

- У которого есть деньги.

- Читателя, у которого вообще нет денег, я не представляю. А вот читателя, который не знает, с кем посоветоваться о том, как их приумножить, да посоветоваться не на птичьем языке, а так, как рассказал бы хороший друг, - такого читателя я представляю легко. Тема личных денег - вот пятое, если не первое, чего очень не хватает. И у нас в журнале будет большой раздел, посвященный именно этой тематике.

И это - далеко не полный список "дефицита", который мы постараемся обратить в список наших рыночных преимуществ.

Источник: Новая газета, 21.11.2006