"На рынке сейчас не так много стоящих компаний"
- За последний год "Проф-Медиа" кардинально изменил состав активов: вы отказались от газет, практически от всех из них избавились и полностью сосредоточились на электронных медиа. Единственное исключение, пожалуй, "Афиша", но и то сейчас этот журнал и портал afisha.ru можно считать равнозначными проектами...
- Если бы не было сайта "Афиши", то для нас бы это была несколько другая сделка. То есть я не уверен, что мы бы ее вообще стали делать в этом случае.
- И поэтому такой вопрос: сформированный после завершения сделки по ТВ-3 состав активов "Проф-Медиа" будет меняться в ближайшее время? Планируете что-либо покупать или продавать?
- Продавать больше ничего не планируем. Может быть, принадлежащие нам 35% типографии ("Проф-Медиа Принт".- Ъ). Печать мы не определили для себя как приоритетное направление; держать на балансе компанию, в которую мы не планируем инвестировать, не очень целесообразно. Хотя этот бизнес развивается хорошо, на предприятии стабильный менеджмент. Что касается новых приобретений, то они возможны, если смогут дополнить уже существующие активы. Например, мы могли бы дополнить "Афишу" другими журналами развлекательной направленности или Life Style.
- А вы видите на рынке потенциальные "жертвы"?
- Видим.
- Кого рассматриваете как возможный объект для поглощения?
- Согласитесь, жертвам не следует говорить о том, что они потенциальные жертвы. На рынке сейчас не так много стоящих компаний. Мы не те люди, которые метут все подряд, сделки совершаются очень селективно. Хотя в результате последних событий могло бы сложиться обратное впечатление. Но сделки в действительности занимают месяцы, и когда начинаешь ими заниматься, не понимаешь, какая состоится, а какая нет. А потом они вдруг все одновременно завершаются.
- Когда вы собирали все эти активы, было понимание, зачем их объединять в рамках холдинга?
- Это очень понятная ситуация: есть структура рекламного рынка, которая показывает, что половина рекламных денег находится на телевидении. Поэтому в России нельзя быть серьезным медийным игроком, не имея федеральной телевизионной платформы. Значит, телевидение нам необходимо. А самые высокие темпы роста - в интернете, и интернет дает широкие возможности для конвергенции с другими СМИ, его потенциал высоко оценивается инвесторами. Так что и без интернета, с моей точки зрения, развитие современного медиахолдинга проблематично. Мы единственные, кто перешел водораздел между старыми и новыми медиа в таком серьезном масштабе, получив очень устойчивую конфигурацию.
- А газеты, вам кажется, вообще не будут иметь смысла в перспективе нескольких лет или вы просто не хотите лично этим заниматься? В газетном сегменте рентабельность ниже или то, что вам интересно, не может существовать в газете? Каковы причины вашего разворота к электронным медиа?
- Причин несколько, и есть такие, которые обсуждать не очень хочется...
- Политика?
- Ну конечно. Мы приняли решение уйти в развлекательный сегмент. Наши развлекательные газеты без "Комсомольской правды" ("Экспресс-газета", "Советский спорт".- Ъ) слишком малы, а вместе с "Комсомольской правдой" они привносят в развлекательный сегмент серьезный политический акцент, что для нас не годится. В управленческом отношении такое сочетание очень проблематично. Вторая часть истории - газетный рынок очень тяжелый. Главная его проблема в том, что 9 из 10 газет или даже 99 из 100 субсидируются - в основном политическими спонсорами. Это существенно искажает условия конкуренции на рынке газет, и этим он отличается от других сегментов. Рыночные условия таковы, что шанс выживания имеют только нишевые и таблоидные продукты. Например, в журналах такая ситуация преодолена, на телевидении она преодолена.
- Но есть и каналы, субсидируемые государством: "Культура", "Спорт".
- Там эта ситуация локализована в рамках ВГТРК. Это государственная компания, и государство, как собственник, имеет право делать со своими деньгами все что хочет. При этом обратите внимание, что на канале "Культура" рекламы нет, значит, он не участвует в конкурентном процессе. Вне рамок государственной компании и эфирный спортивный канал вряд ли бы существовал, по крайней мере экономически это не очень просматривается. Но государство приняло решение, что социальные интересы превыше всего, и это их дело. Все-таки в других сегментах, в которых мы работаем, рыночная ситуация, с моей точки зрения, более прозрачная, чем в газетном.
"Цены на региональные телеактивы неоправданно завышены"
- Сделка с "Комсомолкой" затрагивает не только "Проф-Медиа" и "Газпром-медиа", но и миноритарного акционера ИД - A-pressen. Норвежцы наняли "Ренессанс Капитал", очевидно, с целью защиты своих интересов. Им есть от чего защищаться?
- Этот вопрос надо задать A-pressen. Наши обязательства состоят в том, что если "Проф-Медиа" становится владельцем менее 50% акций ИД "Комсомольская правда", у A-pressen есть право продать нам свои акции на заранее оговоренных условиях. Они оговорены в контракте, который мы подписали в ходе прошлогодней реструктуризации газетных активов. Когда мы достигнем с "Газпром-медиа" принципиальных договоренностей по всем вопросам, мы, безусловно, предложим A-pressen воспользоваться этим правом.
- Оговоренная в контракте цена соответствует рыночной стоимости ИД "Комсомольская правда"?
- Она соответствует контракту.
- Какие-то планы по реструктуризации приобретенных активов внутри холдинга у вас уже есть? Какого синергетического эффекта вы ожидаете?
- Мы завершаем большой этап жизни холдинга: модернизировали состав наших активов, вообще полностью переформатировали компанию. Я считаю, что этот этап прошел очень успешно: даже в интернете мы заняли доминирующую высоту. Следующий шаг - выработка конкретных мер и механизмов, направленных на достижение синергетического эффекта и повышение капитализации холдинга. К концу 2007 года мы планируем принять решение о форме и способах интеграции телевизионных активов. Что касается взаимодействия разных бизнесов: телевидения, интернета, кино,- то это самостоятельные компании, у некоторых есть акционеры помимо "Проф-Медиа", и любая форма интеграции должна учитывать их интересы. Я также всегда был против трансфертных цен и прочих преференций внутри холдинга, все наши компании должны работать друг с другом по рыночным законам.
- Участники рынка отмечают, что все приобретенные вами активы нуждаются в существенном улучшении структуры и бизнес-показателей...
- Вы правы. Над "Рамблером" нужно работать, и мы будем работать. ТВ-3 - та же самая ситуация: есть вопрос инвестиций, есть вопрос увеличения географического покрытия. Но при этом "Рамблер" - это публичная компания, ТВ-3 - компания с девятилетней аудированной историей. Я не уверен, что в России много медийных активов с таким высоким качеством корпоративной структуры и управления.
- Будет ли как-то меняться концепция ТВ-3 под вашим управлением?
- Мы не предвидим существенного изменения программной концепции ТВ-3, он останется преимущественно киношным каналом. Возможно, на нем появятся какие-то программы, но кино останется основой программирования. Хотелось бы сохранить высокую норму прибыли, которая сейчас существует на канале, этот год канал заканчивает с маржой 50%. Неочевидно, удастся ли сохранить такую доходность при увеличении затрат на контент. Поэтому перед нами встанет дилемма: повышать долю аудитории этого канала или сохранять его прибыльность на прежнем высоком уровне. Подробно мне бы не хотелось сейчас об этом говорить, сделка по ТВ-3 у нас пока не закрыта.
- Сейчас у Rambler TV существует достаточно большая партнерская сеть - около 400 городов. Есть ли у вас какие-либо планы на эту сеть, которая в случае переформатирования Rambler TV в Петербурге под "2х2" останется без контента?
- Если программная концепция "Рамблера" и будет меняться, мы хотели бы сохранить партнерскую сеть, предложив ей альтернативный продукт. Не думаю, что регионы заинтересует анимационный "2х2", хотя окончательно это покажут московские рейтинги канала после запуска 1 апреля 2007 года. У нас есть понимание того, какой именно продукт был бы востребован партнерами Rambler TV, но говорить об этом рано.
- Собираетесь ли вы развивать региональные сети ваших телеканалов и радиостанций?
- Сейчас, к сожалению, цены на региональные телевизионные активы неоправданно завышены, часто приобретение станций за эти деньги экономически не оправдано. Возможно, имеет смысл выкупать станции-партнеры, на них мы будем смотреть. Что касается радиостанций, мы хотели бы иметь серьезное присутствие на крупнейших региональных рынках. В остальных городах будем продолжать работать через партнеров.
"Продажа доли в нашем бизнесе - перспектива трех-пяти лет"
- Сейчас все больше говорят о внедрении цифрового телевидения и альтернативных эфирному вещанию способов доставки телесигнала: интернет, мобильные телефоны и т. д. Эфирные частоты будут утрачивать ценность. Несмотря на это, вы платите за них сейчас достаточно большие деньги. Почему вы считаете такие траты оправданными?
- Ситуация будет развиваться следующим образом: все решения о переходе на цифру по понятным причинам будут приняты после 2008 года. То есть практические действия пока заморожены. И переход этот будет осуществляться не системно; в каких-то регионах будут появляться небольшие сети, только потом будут попытки объединить их в более крупные. Поэтому в ближайшие лет десять эфирное телевидение своего значения не утратит. Но и тогда мы ничего не теряем: если аналоговые сети будут конвертироваться в цифровые, то мы будем вещать одновременно и в аналоге, и в цифре. Преимущество в условиях большого количества телеканалов будет иметь тот, у кого будет сформированный брэнд и отстроенная сеть; сейчас этого можно добиться только через эфирное телевидение. Всем новым станциям придется догонять. Поэтому сейчас для эфирных каналов опасность перехода на цифру не в том, что возникнет большое количество новых каналов...
- А в чем же?
- Ключевой момент во всей этой истории с цифрой - как и на каких основаниях будет формироваться так называемый социальный пакет (набор каналов, которые распространяются в обязательном порядке.- Ъ). С моей точки зрения, формироваться социальный пакет может исключительно из государственных каналов. В данном вопросе под государственными каналами я не имею в виду "Первый", НТВ или ТНТ. На мой взгляд, у нас в стране есть один государственный медиахолдинг, который получает государственные субсидии. Называется он ВГТРК. Если мы включим в соцпакет другие каналы, в которых государство участвует наряду с частными инвесторами, получается, что все акционеры этих каналов получат выгоду внеэкономическим путем. Их административно превратят в крупные рекламные платформы. А это нарушает принципы конкуренции. Включение в социальный пакет полугосударственных игроков телерекламного рынка - это административное перенаправление денежных потоков. Индустрия нуждается в прозрачных и недискриминационных правилах формирования социального пакета.
- Изменится ли стратегия портала "Рамблер" в связи с появлением стратегического инвестора в лице "Проф-Медиа"?
- Для "Рамблера" это новая ситуация - первый раз за последние пять лет в "Рамблере" появился стратег. И конечно, его деятельность будет нести на себе отпечаток этой сделки в долгосрочной перспективе. Пока мы планируем развивать его как интернет-бизнес в чистом виде.
Приобретение "Рамблера" делает вас одним из крупнейших игроков рынка интернет-рекламы. Сейчас на нем существует несколько источников статистической информации: это действующие игроки, такие так "Яндекс", mail.ru и сам "Рамблер". Свои интернет-панели готовят несколько иностранных компаний, существенно продвинулся в этом вопросе TNS Gallup Media. До сегодняшнего дня последний не смог договориться с "Рамблером" о включении его в свою панель. Изменится ли ситуация с вашим приходом в компанию?
Мы не единственный акционер в компании, и было бы некорректно в одиночку принимать или озвучивать какие-то важные для компании решения. Я же считаю, что на рынке будет сохраняться множественность источников как статистических, так и социально-демографических данных по аудитории рунета. Единого измерителя, как на телерынке, в интернете, видимо, уже не будет, и это отвечает долговременным требованиям рынка. Панели будут конкурировать, и немаловажную роль в этой конкуренции сыграет мнение рекламодателей.
- Планируете ли увеличить свою долю в "Рамблере" до 100%, чтобы снять ограничения, накладываемые публичностью компании?
- Нет, пока таких планов нет. "Рамблер" останется публичной компанией.
- А в других компаниях холдинга?
- Нас устраивает наличие контроля в каждом из наших активов. Я даже приветствую наличие миноритарных акционеров; есть заинтересованные лица, которые каждый раз могут сказать: это нам выгодно, а это - нет. Предложения и одобрение миноритариев - в некотором смысле лакмусовая бумажка экономической целесообразности в той или иной сделке. Наличие миноритарных акционеров также расширяет нашу партнерскую базу. Естественно, что мы дорожим отношениями с миноритариями.
- Насколько акционер "Проф-Медиа" - "Интеррос" участвует в принятии решений по приобретению тех или иных активов?
- В принятии крупных инвестиционных решений он, безусловно, участвует. Мы действуем в рамках согласованной с "Интерросом" стратегии по созданию диверсифицированного медиахолдинга, сосредоточенного на развлекательных ресурсах.
- "Интеррос" ваш единственный инвестор в крупных приобретениях последних нескольких месяцев? Планирует ли он привлечение партнера в свою медийную компанию?
- "Интеррос", безусловно, наш основной инвестор. При этом мы привлекаем консорциум финансовых инвесторов, которые частично финансируют наши затраты на приобретения. Это означает, что мы в обозримом будущем будем стоять перед необходимостью продажи доли в нашем бизнесе. Думаю, это перспектива трех-пяти лет. Это будет публичное размещение или продажа частному инвестору - пока для нас не принципиально.
Источник: Коммерсантъ, 23.11.2006