15 ноября в Доме композиторов собралась музыкальная общественность столицы, неравнодушная к судьбе и ближайшему будущему издательского дома "Композитор", чья история насчитывает уже 50 лет. Проблема в том, что это ближайшее будущее по-разному видится руководству издательства и руководству Союза композиторов, своего рода "дочерним предприятием" которого издательский дом и является. Речь прежде всего идет о правах на здание в историческом центре Москвы на Садово-Триумфальной, где располагается издательство.
История эта началась ранней весной накануне очередного съезда Союза композиторов. 25 марта в здании ИД "Композитор" появилась, по рассказам главного редактора издательства Г.А.Воронова, "группа вооруженных людей, заявивших о выемке документов", действовавших, по их утверждению, от имени председателя Союза композиторов России В.Казенина. По словам Г.Воронова, выходило, что издательство пережило попытку, так сказать, классического рейдерского захвата здания. Руководство союза, напротив, рассказывало о мирном аудите представителями известной фирмы, которым таки не дали осуществить свою профессиональную деятельность, предусмотренную договором с руководством союза. Спустя два дня в автомобиле председателя союза В.Казенина была обнаружена боевая граната. Он счел это весомым аргументом к анонимным телефонным требованиям отказаться от издательства. Издательство любую взаимосвязь между этими событиями объявило несостоятельными подозрениями. Конфликт перешел в стадию "позиционной войны", когда каждая из сторон прилагает немалые усилия по дискредитации противника, прежде всего с точки зрения финансового менеджмента. Некоторые предварительные и, в общем, печальные итоги этого противостояния были представлены на собрании в Доме композиторов. Итог первый и вполне предсказуемый - найти выход из этой конфликтной ситуации будет непросто.
Генеральный директор - главный редактор издательства Г.А.Воронов сообщил собравшимся, что уровень шума вокруг издательства стал превышать уровень объективной информации. Поэтому он решил предоставить композиторам отчет о деятельности издательства на протяжении этого тяжелого для него года, чтобы у почитателей музыки не возникло представления об издательстве как об организации, которая ничего не делает для развития отечественной музыкальной культуры, а только защищается от атак и борется за принадлежащие ей здания.
Итак, за прошедшие месяцы издано более 125 наименований нот и книг, подписаны и исполняются договоры с Московской консерваторией на издание учебных пособий ведущих российских музыковедов, подписаны соглашения с французским издательством "Le Chant du Monde" об издании произведений, с немецким издательством "Shott" об открытии его российского представительства на базе ИД "Композитор", договор о совместной деятельности с американским издательством "Carl Fisher", к съезду Союза композиторов России издательство за свои деньги напечатало буклеты, билеты, приглашения на общую сумму около 150 000 рублей. Все эти данные Г.Воронов привел, чтобы опровергнуть председателя Союза композиторов, утверждающего, что издательство находится на грани банкротства. Саму попытку союза дискредитировать издательство он объясняет следующим образом: "В то время, когда Союз композиторов обанкротился, потерял часть недвижимости, естественно, что центром нападок стало издательство, которое осуществляет активную творческую и, соответственно, финансовую деятельность. Но я не могу понять: ради чего же Союз борется против издательства, ведь мы являемся своего рода его дочерней организацией. Может быть, союзу лучше попытаться вернуть те здания, которые раньше принадлежали ему, а не бороться за то, что и так, по сути, ему принадлежит?"
Среди собравшихся были представители обеих спорящих сторон. Когда из зала задали вопрос о том, что гипотетически произойдет с ИД "Композитор", если союз все же отберет его здания и будет мешать его издательской деятельности, ответил заместитель председателя Союза композиторов И.М.Рингер. Он попытался объяснять, почему же проводились проверки издательского дома. И с какой-то попытки ему это удалось. По его словам, аудиторская проверка Союза композиторов выявила, что из его ведомства ушли два здания, поэтому возникла необходимость проверки документов "дочерней" организации. "Союз не устраивает хозяйственное управление издательства, но мешать его творческой деятельности мы не намерены", - ответил он на вопрос о будущей судьбе ИД.
Важные слова о защите прежде всего достойного облика Союза композиторов сказал заслуженный деятель искусств, президент Фонда "Музыкальное наследие" М.Г.Арановский: "Союз композиторов всегда был оазисом достоинства, порядочности, интеллигентности. Теперь мы влезаем в какую-то криминальную сферу. Мы лишились многих благ, которыми обладал Союз композиторов раньше. В советские времена существовала материальная помощь, оказывалась поддержка в творческом отношении. Все, что у нас осталось, - это издательство. Сейчас союз существует только потому, что мы хотим этого. Есть определенный культурный смысл в его существовании, но нет государственной легитимности, которая была раньше, соответственно, нет и дотаций. Сейчас Союз композиторов - это наша собственность. Единственный способ доказать правомерность существования Союза композиторов - издавать музыкальные произведения. Фестиваль "Московская осень" - это замечательно, но музыка прозвучала, и звуки ушли. А издание произведений - это вклад в отечественную музыкальную культуру. Многие эпизоды этого года стали почти фольклором, они приводят в ужас. Что же делать дальше? Создавать музыку или вникать в разборки? Нам нужно положить этому конец своими собственными силами. Мы должны сохранить союз как сообщество интеллигентных людей".
Собрание протекало очень активно. Музыканты попросили подготовить информацию о судьбе каждого отдельного здания, принадлежащего Союзу композиторов. Композитор В.Голутвин предложил создать независимую ревизионную комиссию для изучения соответствующих документов не только издательства, но и Союза композиторов и даже взял на себя инициативу по ее созданию. Было также предложено выработать обеими организациями совместный документ (своеобразный "пакт о ненападении") и, соответственно, сесть за стол переговоров.
Источник: Культура, 24.11.2006