Большие деньги 2.0

  За словами "социальные сети", "веб 2.0" и "монетизация контента" стоят реальные возможности заработать. Вопрос в том, как это сделать обычному пользователю

 
Наверное, все помнят, как Том Сойер красил забор. Он очень не хотел работать, но сумел превратить это дело в увлекательное занятие, у него в результате выстроилась очередь из желающих принять участие в процессе. Его приятели даже приносили ему подарки, например стеклянные шары, чтобы Том разрешил им покрасить забор. Это собственно и есть Web 2.0. Это некая идеология удовлетворения, которая заключается в том, что люди красят ваш забор, да еще и приплачивают за это", - подобное толкование того, что же такое "веб 2.0", предлагает Алексей Андреев, главный редактор ежедневного интернет-журнала "Вебпланета". Кроме "веб два ноль" ключевые слова нового времени - "социальные сети", "новые медиа", "монетизация контента", "бизнес-модель YouTube". Все они описывают в сущности одно и то же: в Интернете запахло большими деньгами, и дух этот просочился на российские просторы. Как сказала "Пятнице" главный редактор "Яндекса" Елена Колмановская: "Интернет давно является высокодоходным видом бизнеса, который к тому же растет огромными темпами. Конечно, объекты с таким показателем привлекательны для инвесторов. Поэтому в ближайшую пару лет мы ожидаем роста инвестиций и в уже существующие проекты, и в новые, и в нишевые сервисы, и в крупные площадки".
 
Сделки 2.0
 
19 июля 2005 года компания Руперта Мердока News Corp приобрела за 580 миллионов долларов интернет-холдинг Intermix Media, чьим главным ресурсом была блогхостинговая площадка Myspace.com - пятый по посещаемости сайт в США. А 9 октября 2006-го Google объявляет о приобретении популярного видеосервиса YouTube (www.youtube.com), созданного в 2005 году тремя приятелями, которые сумели привлечь средства авторитетного венчурного фонда Sequoia Capital. Сумма сделки составила рекордные 1,65 миллиарда долларов.
 
В России тоже времени не теряли. В конце января 2006 года медиахолдинг "Проф-Медиа" объявил о приобретении издательского дома "Афиша". Генеральный директор "Проф-Медиа" Рафаэль Акопов заявил тогда: "Эта сделка позволит нам войти в быстро растущий сегмент глянцевых журналов". 23 ноября 2006-го Акопов в интервью "Коммерсанту" признался: "Если бы не было сайта "Афиши", то для нас это была бы несколько другая сделка. То есть я не уверен, что мы бы ее вообще стали делать в этом случае".
 
18 октября 2006 года руководство новорожденной компании "Суп" во главе с ее президентом Эндрю Полсоном, генеральный директор компании Six Apart Барак Берковиц и создатель популярного блогхостингового сервиса LiveJournal (www.livejournal.com) Брэд Фитцпатрик провели совместную пресс-конференцию и рассказали о сделке, в результате которой "Суп" получил право предоставлять части пользователей различные сервисы, а также управлять всем ныне существующим рекламным пространством LiveJournal и создавать новые рекламные позиции. Неделю спустя, 25 октября, "Суп" объявил о приобретении у двух частных лиц сайта LJ Plus - популярной системы дополнительных сервисов для русскоязычных пользователей LiveJournal.
 
30 октября 2006 года тот же холдинг "Проф-Медиа" приобрел около 48,8% акций Rambler Media и заключил соглашение на покупку дополнительных 6% после одобрения сделки у российских контролирующих органов. Сумма сделки не разглашалась, но исходя из цены одной акции Rambler Media (31,25 доллара) 54,8% акций Rambler Media на рынке стоили бы 258,5 миллиона долларов.
 
27 ноября 2006 года газета "Ведомости" сообщила, что владелец "Коммерсанта" Алишер Усманов ведет переговоры о покупке издательского дома "Секрет фирмы". В своем интервью после покупки "Коммерсанта" Усманов сказал: "Обязательно должна быть совокупность мультимедийных ресурсов, объединенных в единую структуру, - портал веб-сайтов, на которые будет нанизываться разная форма информации, телевидение, радио, как Bloomberg, например". Так что, вероятно, Газета.ру, принадлежащая "Секрету фирмы", интересует Усманова в первую очередь.
 
Вырисовывается любопытная картина. Пока издательские дома скупают друг друга из-за электронных средств массовой информации с прилагающейся к ним аудиторией и рекламными возможностями, создатели электронных СМИ приглядываются к блогам, а владельцы блогхостинговых площадок, в свою очередь, - к отдельным сервисам вроде хостинга видеофайлов. Проще говоря, в то время как Рафаэль Акопов из-за сайта Afisha.ru покупает созданный Эндрю Полсоном издательский дом "Афиша", сам Полсон внимательно смотрит в сторону социальных сетей и заключает соглашение с Six Apart, а Six Apart, выдав лицензию, концентрирует внимание на своей новой блогхостинговой площадке Vox.com, одним из отличий которой от LiveJournal является видеохостинг с туманными перспективами.
 
Ожидания 2.0
 
Пока корпорации думают, с какой стороны подступиться к социальным сетям и как получше на них заработать, сами участники этих социальных сетей, то есть обыкновенные пользователи, уже, похоже, разобрались, для чего им нужны блоги и как их использовать не только для развлечения, но и для дела.
 
Одни бегают с фотоаппаратами на митинги, умудряясь публиковать снимки раньше электронных СМИ и продавая их газетам, не успевшим послать на мероприятие своего фотографа. Телекомпании научились получать комментарии от блоггеров из тех мест, куда собственные корреспонденты не успели добраться. Некоторые вяжут "авторские" шапочки, фотографируют их, показывают снимки в своем блоге и тут же договариваются о цене с желающими их купить.
 
Александр Плющев, ведущий программ радио "Эхо Москвы", рассказал "Пятнице", что у него несколько блогов: "Два для моих радиопередач (echonet и liveargentum) и мой личный (plushev). Первые два используются для анонсов, расшифровок, выкладывания звука и обратной связи со слушателями, а третий - как хобби, где я веду какие-то записи "для себя". Работодатели и HR-менеджеры приглядываются к новым сотрудникам, внимательно изучая их блоги, потому что они могут рассказать о потенциальном сотруднике больше, чем стандартное резюме. Даниил Дугаев, главный редактор интернет-проектов "Афиши", читает "почти исключительно блоги: для работы, для развлечения и, например, когда ищу себе сотрудников".
 
Рекламные агентства потихоньку вербуют самых читаемых блоггеров, отрезая им пока небольшие куски от общего бюджетного пирога и объясняя рекламодателям новые правила игры. По словам Елены Колмановской, "владельцы сайтов и блоггеры уже зарабатывают с помощью рекламных сетей, например, рекламная сеть "Яндекса", открытая в прошлом году, приносит деньги многим сотням участников. Востребованные аудиторией проекты (сайты, блоги, комьюнити) давно привлекают внимание рекламодателей, и это внимание с каждым годом только растет".
 
Будущее 2.0
 
Что ждет российских блоггеров? В двух словах: слава, которая у них уже есть, деньги, которых станет больше, и много, очень много работы. Блоги не убьют театр, кино и телевидение, но театр, кино и телевидение продолжат обрастать блогами. Коммерческих блогов станет больше. Блоггерам на зарплате придется научиться обновлять свои блоги не по велению сердца, а в соответствии с утвержденным рабочим графиком, и для кого-то приятное хобби превратится в нелегкий ежедневный труд.
 
Хороших блоггеров будет столько же, сколько хороших автомехаников или стоматологов - то есть немного. Мы увидим журналистов, которые до сих пор не вели блогов, потому что не понимали, как можно писать что-то бесплатно. Кто-то согласится сотрудничать с рекламщиками и начнет регулярно отзываться в своем дневнике о преимуществах мыла, кто-то решит, что его репутация стоит дороже. Процессоры станут еще быстрее, пропускная способность каналов вырастет, количество читателей блогов увеличится, а качество аудитории упадет.
 
Источник: Ведомости, Прил. "Пятница", 01.12.2006