Когда издательские дома Родионова и "Секрет фирмы" объявили в октябре, что последний продает первому ежедневную газету "Бизнес", казалось, что на российском медиарынке понятие "здравый смысл" напрочь отменено. "Секрет фирмы" запустил газету в ноябре 2004 г., чтобы конкурировать с лидерами сегмента деловой ежедневной прессы - "Ведомостями" и "Коммерсантом". Но в первой половине 2006 г., по данным аналитического центра "Видео Интернешнл", рекламные доходы "Бизнеса" относились к доходам "Ведомостей" как 1:37, "Коммерсанта" - как 1:36. Для второго года работы это не просто неудачный результат - это фиаско. Учитывая, что расходы трех ежедневок на редакцию, печать, распространение, маркетинг вполне сопоставимы - по крайней мере, они не различаются так разительно, - "Бизнес" был, очевидно, глубоко и безнадежно убыточным изданием. Стоит ли каких-нибудь денег постоянный поток убытков? И тем не менее назывались немалые суммы сделки с Издательским домом Родионова - от $5 млн до $20 млн.
Но здравый смысл жив. ИДР отказался от покупки, утверждая, что продавец не смог ничем доказать состоятельность своего прогноза по рекламным доходам этого года. В "Секрете фирмы" говорят, что ИДР, известный склонностью к жесткой экономии на операционных расходах, скорее опасался, что из "Бизнеса" разбегутся сотрудники. Ведь "Секрет фирмы" почти договорился о продаже всего остального своего бизнеса - одноименного журнала, еженедельника "Все ясно", ежемесячника "Имеешь право" и интернет-издания "Газета.ru" - владельцу "Коммерсанта" Алишеру Усманову, а репутация ИД "Коммерсант" как работодателя получше, чем у ИДР.
Но это аргумент, не имеющий отношения к делу. Продажа бизнеса, созданного с нуля, - это итог его успешного развития. Если же проект провалился, могут ли его инициаторы рассчитывать на достойный выход? "Бизнес", вероятно, будет вскоре закрыт. Это станет закономерным итогом проекта. А ведь и сделка акционеров "Секрета фирмы" - в том числе его топ-менеджеров Александра Локтева и Юрия Кацмана - с Усмановым далека от завершения: гендиректор "Коммерсанта" Демьян Кудрявцев говорит, что потенциальный покупатель пока даже не начал проводить due diligence. Уже сейчас понятно, что на этой стадии владельцам СФ будут задавать много вопросов. Ведь еще без "Бизнеса", в 2004 г., ЗАО "ИД "Секрет фирмы"" показало по РСБУ чистый убыток в 132 млн руб., а в 2005 г. убытки лишь выросли до 324 млн руб.
У покупателя есть деньги. А у продавца есть товар?
Источник: Smart Money, 04.12.2006