Издательский дом «Бурда» был основан в 1995 году как дочернее предприятие немецкого медиаконцерна Burda Eastern Europe. Тогда «Бурда» переняла у СП «Бурда Моден» эстафету по выпуску в России журнала Burda Moden, первого в стране западного издания. Сейчас ИД «Бурда» выпускает едва ли не самое большое количество изданий в России и является одним из безоговорочных лидеров рынка. Бессменный генеральный директор издательского дома – Арнд-Фолькер Листевник – рассказал «Курьеру печати» о том, как сегодня живет «Бурда» и как он видит отечественный журнальный рынок в целом.
– Расскажите об издательском доме «Бурда». Сколько сейчас проектов выходит в его рамках? Как они позиционируются? Каков их совокупный тираж?
– С 1995 года, когда в России был создан ИД «Бурда», выпускавший в то время два журнала – ежемесячный Burda и первый женский глянцевый еженедельник «Лиза», мы стали крупнейшим издательским домом в стране. Сегодня наш издательский дом выпускает 35 периодических журналов и 34 специальных выпуска своих брендов и является лидером по охвату аудитории и продажам рекламы. В нашем портфолио такие известные журналы, как MINI, «Добрые советы», Joy, «Автомир», «Даша», Quattroruote, «Лиза. Мой ребенок», Playboy, Chip и другие. В 2005 году годовой совокупный тираж наших изданий составил более 300 млн экз. По данным TNS Gallup Media, наши журналы читают почти 29 млн человек, то есть более чем 36% населения России.
– В последнее время в СМИ стала появляться информация об ухудшении финансовых показателей журнала Playboy. Как чувствует себя российская версия издания?
– По сравнению с ситуацией, которая была десять лет назад, финансовые показатели Playboy Enterprises на данный момент великолепны. Кристи Хефнер, СЕО, вывела компанию из кризиса, в которой та находилась в начале 90-х. В последние годы компания показывает прибыль. Меньше или больше, но – прибыль. В 2006 году прибыль компании снизилась с $3,2 до $1,1 млн, однако доходы компании возросли и составили $82,3 млн. Playboy Enterprises развивает высокодоходные направления своей деятельности и показывает феноменальный рост, к примеру, в интернет-секторе, а также в подразделении кабельного телевидения Playboy, где доходность выросла на 500%. Доходность от лицензионных отчислений Playboy в 2006 году увеличилась на 41% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Что подтверждает, кстати, успех лицензионных изданий Playboy во всем мире и, в частности, российского издания. Доходность «Playboy Россия» растет ежегодно. 2006 год был самым успешным для журнала, за период с момента покупки нами лицензии. Это издание имеет огромный потенциал на российском рынке и, главное, стабильно показывает высокую прибыль.
– По данным последнего исследования РБК, посвященного российскому рынку журналов, в России насчитывается около 14 тыс. издателей. Из них иностранных – не более 30, однако именно на них приходится основная часть читательской аудитории, совокупного тиража, объемов рынка и рекламных доходов. Как вы считаете – с чем связана такая диспропорция?
– Я не вижу в результатах этого исследования никакой диспропорции. Оперируя данными цифрами, не стоит забывать, что большая часть всех российских издателей работает, прежде всего, в пределах своего региона. А компании, созданные при участии иностранного капитала, активны на всей территории России. Поэтому они представляют наибольший интерес для рекламодателей. Немаловажную роль играет также тот факт, что иностранные издатели выпускают по лицензии известные во всем мире бренды.
– По прогнозам того же РБК, в ближайшие годы российский журнальный рынок будет характеризоваться увеличением числа журналов в наиболее популярных тематических нишах (информационно-развлекательные, женские, автомобильные и деловые издания). Это же мнение разделяют и многие другие российские эксперты. Будет ли ИД «Бурда» как-то корректировать свою деятельность в связи с этими тенденциями?
– Мы представлены во всех сегментах журнального рынка, за исключением делового глянца. Деловые издания не представляют интереса для ИД «Бурда». У нас есть женские издания, информационно-развлекательные, издания автомобильной тематики, компьютерные журналы, мужские, журналы для родителей, телегид. Поэтому нам не требуется никакой коррекции нашей издательской деятельности.
– Расскажите о компании «Бурда директ».
– Компания «Бурда директ» в России была создана в 2003 году и осуществляет деятельность в области директ-маркетинга. В компании есть самые современные call-центры, созданы горячие линии подписки. «Бурда директ» работает не только с существующими агентствами подписки, но и осуществляет также собственную подписку на издания ИД «Бурда» и их доставку по Москве.
– Насколько известно, одна из ваших фирм-распространителей осуществляет свою деятельности в Санкт-Петербурге. Не так давно на рынке появилась информация о выходе на этот рынок нового перспективного и сильного игрока – французской Hachette Distribution Services, которая уже до конца этого года собирается открыть пять магазинов в торговых центрах Северной столицы. Как вы оцениваете перспективы этой компании?
– Фирма «Орион» – дочерняя структура нашей компании «Сейлс» – это оптовый распространитель. Hachette Distribution Services распространяет издания в розницу. Мы как издатели рады приветствовать нового игрока на рынке распространения периодической печати и рады каждому новому магазину.
– Совсем недавно стало известно о том, что «Сейлс», дочерняя компания ИД «Бурда», приобрела два магазина ЦОП. Как собираетесь использовать эти торговые площади?
– Да, действительно, компания «Сейлс» развивает московскую сеть магазинов и приобрела у компании «ЦОП» два оптовых магазина. «Сейлс» – это наша дочерняя компания, но решения по приобретению новых торговых площадей там принимаются самостоятельно. Новые магазины позволят «Сейлс» сделать продажи периодической печати и другой печатной продукции в Москве еще более эффективными. К тому же новые магазины сети «Сейлс» удобно расположены. Они находятся рядом со станциями метро «Тушинская» и «Электрозаводская».
– Как строится система распространения ваших изданий? Насколько обширно в ней представлены региональные дистрибьюторы и оптовики?
– Российские журналы ИД «Бурда» представлены на всей территории страны – от западных до восточных границ. Мы имеем прямых дилеров во всех региональных центрах, даже во Владивостоке. Наши российские издания распространяются через сеть оптовых и розничных дилеров в странах СНГ и Балтики.
– Каково в процентном соотношении распределение тиражей вашего ИД в розницу и по подписке?
– По подписке распространяется примерно 3% наших тиражей.
– Как вы можете охарактеризовать сложившиеся в настоящее время отношения между издателями и дистрибьюторами? Почему им не удается договориться по многим, важным для обеих сторон, вопросам?
– Я оцениваю сложившиеся отношения между издателями и дистрибьюторами в целом позитивно. Как показывает наша практика, всегда можно прийти к компромиссу практически в любом вопросе. Издательский дом «Бурда» сотрудничает со многими дистрибьюторами, и нам удается достигать компромиссов с нашими партнерами. Конечно, когда фирма-распространитель не выполняет своих обязательств перед издателем, ни о каком компромиссе не может быть и речи. Когда распространитель не производит оплату в срок, мы перестаем поставлять наши журналы.
– Как вы оцениваете систему распространения в России и чем, на ваш взгляд она отличается от подобной системы в Германии?
– В России одна из наиболее дорогих известных мне систем распространения в мире: 60% всей прибыли от реализации изданий приходится на издержки на оптовое и розничное распространение. В то же время в Германии этот показатель равен всего лишь 30%. Поэтому я оцениваю немецкую систему распространения как очень эффективную, там главным критерием является доходность. В России в последнее время также складывается понимание того, что нужно думать о будущем, развивать в первую очередь рентабельность реализации изданий и инвестировать.
– Не так давно произошли перевыборы в Гильдии издателей периодической печати; несмотря на все перипетии ГИПП осталась целостной организацией, объединяющей издателей газет и журналов. Насколько, по вашему мнению, различаются их интересы? На Западе уже давно за основу взята практика работы отдельных организаций издателей журналов и издателей газет – не считаете ли вы целесообразным подобное разделение и в России?
– Европейская практика работы отдельных организаций издателей журналов и газет – это, в первую очередь, национальное и историческое явление. Подобное разделение в России не представляется мне целесообразным и нужным, поскольку и у издателей газет, и у издателей журналов общие интересы.
Источник: журнал «Курьер печати» №47/2006