Деловые издательства не отмечают каких-либо заметных изменений на рынке и видят свое будущее в снижении среднего тиража и росте числа наименований книг.
Если издатели художественной литературы всерьез обеспокоены будущим развитием рынка, то издательства, специализирующиеся на деловой литературе, выказывают философское спокойствие. Ничего экстраординарного на рынке не происходит, и ничего чрезвычайного предпринимать не нужно, полагают они.
"Ничто не спасет российский книжный рынок от затоваривания, - комментирует Вадим Усманов, президент издательского дома "Питер". - В экономически свободной стране книжный рынок развивается по тем же законам, что и любой другой: со своими кризисами, спадами, затовариваниями, рывками вперед. И это нормальный процесс. Другой вопрос, что для издательств с выверенной "программной политикой", четко ориентированных на интересы выбранной целевой аудитории и имеющих устойчивую репутацию на рынке, затоваривание не представляет серьезной угрозы".
"Когда участники книжного процесса перестанут лезть в горлышко одной и той же бутылки, перестанут заниматься всем и вся, эра гигантомании уйдет в прошлое, - подытоживает Валерий Абель, креативный директор сети книжных магазинов "Букбери". - Нишевые, красивые, как эстетически, так и экономически оправданные точечные проекты станут достойной заменой макулатуре. Издаться станет сложнее, но останутся лучшие авторы. Средние тиражи книг упадут, но их многообразие увеличится".
Рост качества изданий отчасти выражается в росте их стоимости. Так, "деловые бестселлеры" в начале 2000-х гг. продавались за "пару долларов", а теперь их цена (в хорошем издании) переваливает за два десятка долларов. Появились и издательства, специализирующиеся на выпуске только деловых книг.
На заметку
В 2005 году
- совокупный тираж учебных и методических книг и брошюр снизился на 3%, а число наименований - на 5%;
- совокупный тираж нормативно-производственных книг и брошюр вырос на 5%, а число наименований снизилось на 1%.
Источник:
Деловой Петербург, 06.12.2006