Распространители прессы померяются финансовыми ресурсами

  Участки под газетные киоски пойдут с молотка. Смольный изменил условия предоставления земли распространителям прессы, теперь участки под киоски будут распределяться по конкурсу. Эксперты и игроки говорят, что аукционы на руку крупным игрокам — небольшие сети не выдержат конкуренции на торгах.

 
С 1 марта 2007 г. изменяется порядок выделения мест под киоски, торгующие прессой. До сих пор их распределяли администрации районов. В конце ноября администрация Петербурга приняла постановление “Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной торговли, используемых для реализации периодической печатной продукции”, согласно которому эти функции получит комиссия при КУГИ Петербурга, куда войдут представители Комитета по печати и взаимодействию со СМИ. Она будет ориентироваться на адресный перечень, который составит Комитет по печати вместе с районными администрациями. Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) должен разработать регламент для соблюдения единообразия киосков в историческом центре, говорится в документе.
 
В постановлении не прописан порядок распределения участков. Зампред Комитета по печати Владимир Соболев утверждает, что будет применяться конкурсная процедура. Чиновник не исключает, что в лот будут включаться как выгодные, так и менее привлекательные участки.
 
Создание “единого окна” порадовало крупных распространителей. “Раньше нужно было подстраиваться под требования каждого района. В городе работало 18 комиссий, у каждой из которых были свои требования. Мы за принцип “единого окна”, — говорит гендиректор петербургского представительства сети “Роспечать” Руслан Григорьев. Опыт составления адресного перечня у участников рынка уже есть. В 2005 г. они разработали список из 260 адресов, который летом прошлого года подписала Валентина Матвиенко. Предприниматели сами договорились, кому сколько пятен достанется, говорит Григорьев.
 
Теперь распространителям предстоит помериться силами на аукционах. Это единственная конкурсная процедура, которую проводит город для распределения земельных участков, говорит старший юрист DLA Piper Алексей Скворцов.
 
“Для нас вариант открытых аукционов предпочтителен, крупным игрокам легче привлекать средства для участия в аукционах. А небольшие сети вряд ли станут серьезными конкурентами”, — говорит гендиректор “Метропресса” Сергей Маркелов. Такого же мнения придерживается гендиректор “Союзпечати” Вячеслав Плесовских. Но аукционы откроют путь на петербургский рынок крупным иногородним игрокам, добавляет он.
 
А вот небольшие сети такого нововведения боятся. “Для нас система распределения мест через аукционы может оказаться губительной”, — рассуждает руководитель одной из петербургских сетей. По его словам, акционеры “Роспечати” и “Метропресса” смогут выделять на новые адреса сотни тысяч долларов, а для остальных игроков это неподъемные суммы.
 
Сейчас на городских аукционах реализуются участки под жилищное строительство и АЗС. По словам гендиректора инвестиционно-строительной компании “Петрополь” Марка Лернера, эта система стала причиной постепенного сокращения числа участников строительного рынка. Компании, строящие два-три объекта, не имеют возможностей для развития. На рынке остаются только крупные игроки, у которых нет проблем с финансированием, говорит он.
 
Похожую проблему пережил и рынок земли под автозаправочные станции. Город стал выставлять такие участки на торги большими лотами, от участников требовалось внести задаток в размере начальной цены, а от победителя — в течение года заплатить в петербургский бюджет крупные суммы. Эти условия отсекли от конкурсов небольших местных операторов. На торгах в марте 2005 г. и августе 2006 г. компания “Лукойл” приобрела два лота по 30 участков каждый. А в июле 2006 г. лот из 30 участков достался “Газпром нефти”.
 
ПОКУПАЮТ МЕНЬШЕ
 
Подписка на газеты и журналы растет, а розничная продажа снижается, но все равно доминирует. По данным “Комкона”, в первом полугодии этого года ежедневные газеты по подписке получали 8,3% взрослого населения Петербурга, еженедельники и ежемесячники — 9,1% и 4,6% соответственно. В рознице газеты покупали 25,8% петербуржцев, еженедельники и ежемесячные журналы — 46,3% и 22,7%. В первом полугодии 2005 г. газеты покупали 36,7% горожан, еженедельники — 55%, а ежемесячники — 44,2%. Тех, кто получал по подписке газеты, было 6%, еженедельные журналы — 9,1%, а ежемесячники — 6,1%.
 
К сведению:
 
По данным отраслевой ассоциации “Балтийская пресса”, объем розничного рынка периодической печати составляет 3,3 млрд руб. (185 млн экземпляров) в год. На рынке работает 1171 торговая точка, из них 884 — киоски. Самые большие сети — “Роспечать” (251 точка), “Метропресс” (166) и “Союзпечать” (100).
 
Источник: Ведомости, 13.12.2006