На днях исполняется пять лет сетевому литературно-критическому журналу "Топос", пожалуй, главному на сегодняшний момент месту обитания сетевой литературы. Художественных текстов и сайтов, где они коллекционируются в Рунете, видимо-невидимо, однако именно "Топос" по праву считается литературным интернет-журналом номер один.
Ежедневные обновления, четкая и продуманная редакционная политика позволяют держать высокую планку. Однако в этой кропотливой и несуетной работе заложена лишь половина успеха.
Другая его составляющая – намеренное сосуществование на одной площадке самых разных, порой разнонаправленных эстетик. Здесь расцветают сто цветов и каждому овощу найдено подобающее место. Дорогого стоит.
Судите сами. Месячник концептуалиста Дмитрия Пригова стартует здесь после многодневного бенефиса поэта-метаметафориста Аркадия Драгомощенко, а первая публикация "Любимой песни космополита", первого романа ныне известного во всем мире беллетриста Андрея Куркова, и "Есть, господин президент", иронический треш Льва Гурского, соседствуют с изысканной и экспериментальной прозой Маргариты Меклиной.
Цикл лекций радикального сибирского авангардиста Сергея Бирюкова и парижские тексты Анри Волохонского уживаются рядом с вполне традиционными стихами Дмитрия Воденникова и Глеба Шульпякова, а эротические хулиганства Веры Павловой – с сугубой духовностью рассуждений Ольги Седаковой.
Да мало ли еще что! Между прочим, отрывки из романа Ольги Славниковой "2017", взявшего последнего "Букера", впервые были обнародованы именно на "Топосе". При этом никакой мешанины и вавилонского столпотворения. Мирное соседство противоположных направлений оказывается продуктивным – тексты не мешают, но дополняют друг друга. Совсем как во френд-ленте "Живого журнала".
Кстати, возник "Топос" примерно в одно время с "Живым журналом". И это соседство кажется принципиально важным. Нулевые годы XXI века привнесли в культуру новое качество: доверие к приватному, неофициальному высказыванию. Гражданское общество ("социальные сети") первоначально возникает, опережая общее социальное развитие, именно здесь, в умозрительном виртуальном пространстве.
Между прочим, ровно так же было и во времена перестройки, которая, как мы помним, началась именно с гласности.
Но теперь движение имеет совершенно иной вектор – от общего к частному. От классовых и коллективных ценностей к самодостаточности существования отдельного человека. Что мгновенно отражается и в художественном творчестве, на всех его уровнях – от сюжетов и тем до технологий творения.
Ныне френд-лента с сообщениями о свадьбах и разводах заменяет (мне лично) походы на сайты информационных агентств – сообщение о том, что кто-то съел апельсин с пятью косточками не менее важно, чем праздник света в Лионе.
Литература, вытесненная на периферию общественного интереса и задавленная коммерцией, все больше и больше становится пространством эксперимента и средством сообщения единомышленников. Чужие здесь не ходят. Отныне чужие читают Донцову и Коэльо. В такой ситуации люди, интересующиеся литературой, занимающиеся ею, читают друг друга.
Нечто подобное постоянно происходит и в "Живом журнале". Не зря "Топос" регулярно вербует в ЖЖ все новых и новых дебютантов. Из прошедших через топосовские странички можно составить и заселить целый город. Причем известные и состоявшиеся писатели вполне логично проживают в нем рядом с начинающими. Разве ж это не славно?!
Издательство "Парад", с которым "Топос" сотрудничал до прошлого года, регулярно издавало альманахи, формируя их из всего лучшего, что было обнародовано на сайте
Сила "Топоса" как раз и заключается в естественности и органичности его роста. Сетевое пространство позволяет журналу расти в нужном направлении расширения эстетических границ и форматов. Видимо, не случайно Валерия Шишкина, главный редактор юбилействующего ресурса, всю свою сознательную жизнь изучает (а теперь и преподает) искусство икебаны.
К цветку цветок, Шишкина сплетает венок, яркий и одновременно неформатный. Поиск новых возможностей существования литературы в современной реальности – вот что оказывается особенно интересным, продуктивным.
Пример "Топоса" (авторитетности его и наполненности) говорит о том, что ныне, для того чтобы состояться в литературе, текстам необязательно выходить на бумаге. Ну да, до сих пор бумажные публикации приятно щекочут авторское самолюбие материальностью, однако же для тела текста оказывается неважным носитель.
Издательство "Парад", с которым "Топос" сотрудничал до прошлого года, регулярно издавало альманахи, формируя их из всего лучшего, что было обнародовано на сайте. Выходило нечто вроде the best, лучшего из лучшего. Однако же после трех томов такого избранного от бумажной версии "Топоса" решили отказаться – она ничего не давала ни городу, ни миру. В отличие от простора и воли, существующих в умозрительном пространстве. Тоже, между прочим, урок.
Хотя справедливости ради следует сказать, что существует и обратное движение: очень многие тексты, старт которым был дан на "Топосе", чуть позже превратились в отдельные книги. Происходило это не один и не два раза (перечисление могло бы занять отдельную колонку), так что впору говорить о тенденции.
И если "толстые" журналы некоторое время назад отказались от публикации объемных текстов и романов с продолжением, то на "Топосе", где среди открытий чудных привычно пасутся наиболее продвинутые книгоиздатели, форма эта продолжает существовать и поныне. Это Москва, как известно, не резиновая, а вот интернет-журнал вполне может позволить себе протяженные и протяжные публикации.
Другие бы давно раздулись от самоуважения, де, кузница кадров, но в "Топосе" пафоса нет ни на гран. Здесь отлично понимают главную особенность и специфику текущей культурной ситуации – от литературы результата к литературе как живому процессу. К литературе как способу жизни и общения.
Источник: Взгляд, 18.12.06