Великая русская макулатура. Отечественный книжный рынок оказался в застое

  На этой неделе президент Российского книжного союза, председатель Счетной палаты Сергей Степашин направил на рассмотрение президенту Путину проект национальной программы поддержки и развития чтения. Если в 1991 году хотя бы одну книгу в год читали 79% россиян, то сегодня - только 63%, а доля систематически читающей молодежи уменьшилась за 15 лет с 48% до 28%. По мнению экспертов, дело вовсе не в читателях и даже не в писателях, а в том, как в стране налажен книжный бизнес.

 
В декабре книжный рынок стал свидетелем рекорда последних лет - новый роман Бориса Акунина вышел тиражом в 500 тыс. экземпляров. Конечно, по западным меркам полмиллиона - это не бог весть какой рекорд. Скажем, книга "Гарри Поттер и принц-полукровка" была напечатана в США тиражом 10 млн. Однако в России такого не видели с советских времен - средние наши тиражи - 3-5 тыс. экземпляров. Издатели утверждают: рынку больше не нужно.
 
Автор книги-бестселлера Григорий Чхартишвили объяснил "НИ", что в рыночном подходе к литературе нет ничего ужасного. "Разумеется, в качестве Б. Акунина я являюсь игроком на поле массовой культуры. Не элитарной же. Реагировать на давление рынка или нет, выбирает сам автор. Жизнь она, знаете ли, вообще вся про выбор. Я, например, пытаюсь как-то чередовать литературные эксперименты, интересные лично мне, с книжками, которых от меня ждет читатель. К рынку я отношусь с почтением, потому что это основа существования демократического общества. Мне хотелось бы, чтобы рынок как свободная, не придавленная государством конкуренция в нашей стране развился бы еще больше. В том числе и в сфере культуры", - рассказал писатель.
 
Однако, по его мнению, "невидимая рука рынка" сама по себе не всесильна. "Естественно, для поддержки элитарной культуры должна существовать система премий и грантов. И давайте не будем ностальгировать по советским временам, когда, как считают некоторые, "печатались и раскупались высокохудожественные литературные произведения". Это миф, поверить в который могут лишь очень молодые люди, не заставшие времена, когда за каких-нибудь "Трех мушкетеров" нужно было притащить на приемный пункт 20 кг макулатуры. Не говоря уж про то, что самыми большими тиражами издавались творения товарища Леонида Ильича Брежнева", - отметил он.
 
Сегодня Дюма можно купить без проблем, трудности - с Брежневым. Но дело не в генсеке. При кажущемся изобилии рынок в целом очень узок, и это, по мнению специалистов, главный признак его незрелости и неразвитости. "В книжном бизнесе сегодня наблюдается стагнация, - пояснил "НИ" глава консалтинговой компании Михаил Дымшиц. - Количество наименований постоянно растет, но в пересчете по страницам на человека получается все меньше - издатели ориентируются на небольшие книги с ограниченными тиражами. В итоге у читателя возникает проблема с навигацией - он тонет в массе разнообразной литературы, а найти нужное становится все сложнее. В пересчете на деньги рынок также перестал развиваться и застрял на уровне 2 млрд. долларов. Издатели плохо его изучают, они уверены, что все дело в неблагодарности российских читателей, а на самом-то деле спрос есть. Более или менее стабилен рынок классической литературы (здесь круг читателей не менялся с советских времен) и в жанре нон-фикшн. Но и тут издатели почему-то представляют себя робинзонами среди не слишком доброжелательной публики. А хуже всего обстоит дело с учебной литературой - тут, правда, действует и демографический фактор: детей становится все меньше".
 
По мнению г-на Дымшица страсть россиян к чтению мифологизирована. "Россия никогда не была самой читающей страной", - подчеркивает он. Когда появилась эта мифологема, она, по крайней мере, была хоть как-то подкреплена формально - по количеству книжных наименований страна была первом месте. Сейчас же и по этому показателю, и по числу печатных листов мы отстаем от западных стран в разы, утверждает специалист. По его подсчетам по листажу на человека мы находимся на уровне начала 1950-х годов. "Напомню, что достичь 100-процентной грамотности в СССР по-настоящему удалось только где-то к концу 1950-х", - отмечает собеседник "НИ".
 
С таким диагнозом согласна и издатель Ирина Богат. "Спрос на качественную массовую художественную литературу сейчас очень велик, в частности, на Пелевина, Улицкую, того же Акунина,- отмечает она. - Вот только все эти имена мы знаем уже много лет, новых практически не появляется. Иногда приходят новые модные авторы вроде Оксаны Робски, но, как и всякая мода, спрос на гламур и антигламур пропадает так же быстро, как и появляется, - тиражи у Робски уже совсем не такие, как раньше. Рынку действительно не хватает качественных авторов. Но разве у нас нет талантливых писателей? Конечно, есть, но ведь с ними никто не работает". Г-жа Богат признает: рынок у нас еще "дикий", особенно на фоне развитых стран, где "отточены все стадии процесса книгоиздания - от попадания рукописи в издательство до ее продажи. "С авторами у нас работают мало, и тиражи стараются делать минимальные. В Европе даже книга с тиражом 500 экземпляров перед продажей рассылается журналистам, критикам, распространителям - все налажено".
 
Издатель подчеркивает, что в нашей же стране фактически не существует инфраструктуры распространения книг. Это подтверждается и статистикой, предоставленной в докладе Сергея Степашина: в книжные магазины большинства средних и малых городов не попадает до 90% издаваемых в России книг. В то время как в развитых странах на 100 тыс. жителей приходится 5-10 книжных магазинов, в РФ эта цифра не превышает 2. Ирина Богат констатирует, что даже в крупных центральных магазинах книга полностью зависит не от спроса покупателя, а от каприза менеджера. "Помнится, мы пытались продать в один из крупнейших книжных супермаркетов дневники Эйнштейна. Так там нам ответили, совсем как в анекдоте про милиционера: "Спасибо, не надо, у нас один Эйнштейн уже есть", - с грустью заключает специалист.
 
Что вы сейчас читаете?
 
Андрей МАКАРЕВИЧ, музыкант:
 
- Из того, что я читал за последние месяцы, мне понравились Петр Вайль "Стихи про меня", Дмитрий Быков "ЖД" и Алексей Иванов "Общага-на-крови". Можно констатировать, что современная российская литература жива. В целом не думаю, что процент талантливых людей как-то изменился с советских времен, изменился только уровень доступности литературы, которая раньше была только в самиздате.
 
Анастасия ВОЛОЧКОВА, балерина:
 
- Из последнего, что мне удалось прочитать, - "Египетская книга мертвых" Баджа и "Работа как внутренняя игра" Тимоти Голви. Из классики - Лев Гумилев - "Этногенез и биосфера Земли". Читаю в основном то, что приходится по учебе в Высшей школе экономики. А вот на современную художественную литературу времени уже не хватает.
 
Марк ЗАХАРОВ, главный режиссер театра "Ленком":
 
- Беллетристику я читаю, только чтобы быть в курсе дела - Акунина, Пелевина. А ради интереса выбираю в основном мемуары или политическую литературу, если она опять же не преподносится в форме художественного произведения. У меня есть такое ощущение, что, если меня изолировать на пару недель, обеспечить трехразовым питанием и подбросить пару детективов, то я и сам смогу написать какой-нибудь среднестатистический художественный роман. А редкие мемуары от свидетелей событий - это действительно уникальная вещь.
 
Источник: Новые известия, 22.12.2006