Скупка медиаактивов — тревожный сигнал российского бизнеса

  Медиазавоеватели продолжают свое победоносное шествие по просторам российского информационного поля. Последней крупной сделкой уходящего года стала покупка принадлежащим Алишеру Усманову Издательским домом "Коммерсантъ" ИД "Секрет фирмы", чьим главным ресурсом является популярное интернет-издание "Газета.ру".

 
По оценкам экспертов, сумма этой бизнес-операции составила $40 млн. В одном из интервью президент ИД Родионова Алексей Волин, комментируя возможность такой сделки, отметил, что "без "Газеты.ру" этот издательский дом никому не нужен, и оставшиеся журналы можно смело сдать в макулатуру". Не исключено, что ИД "Секрет фирмы" приобретается с одной целью — владеть влиятельным интернет-изданием.
 
Под крышей Дома твоего…
 
Первое русское ежедневное интернет-издание, не имевшее бумажного аналога, "Газета.ру" была создана в конце 90-х гг. Проект Глеба Павловского, главы Фонда эффективной политики, в начале пути финансировался из PR-бюджета нефтяной компании ЮКОС. Как пишет Антон Носик, вскоре, когда проектом занялся Владислав Бородулин, "жанр получившегося издания можно было определить как "КоммерсантЪ-Власть" с обновлением каждые 15 минут". В свете последних событий вновь появилась возможность сравнить "Коммерсант" с "Газетой.ру". Ранее эти средства массовой информации можно было отнести в категорию независимых изданий. Теперь эти СМИ находятся под крышей одного издательского дома, глава которого Алишер Усманов поддерживает политику действующих властей.
 
— Я не исключаю, что может измениться редакционная политика "Газеты.ру", — считает Андрей Ершов, главный редактор газеты "Деловой Петербург". — Я помню заявление г-на Усманова, которое прозвучало после покупки "Коммерсанта". Тогда он обозначил свою позицию, сказав, что в редакционную политику он не будет вмешиваться, хотя считает, что материал, рассказывающий о том, чем занимаются дети чиновников и олигархов, отдавать в печать не стоило. Таковы слова издателя уважаемого средства массовой информации. С одной стороны он не вмешивается в информационную политику, но с другой стороны — указывает, что следует делать, а что нет. Стоит ли это воспринимать как некое давление? Может быть, как психологическое.
 
В том, что в словах и действиях генерального директора компании "Газпроминвестхолдинг" есть нестыковка, уверен и Андрей Дмитриев, главный редактор Агентства политических новостей. "Что бы там ни говорил Алишер Усманов о невмешательстве в политику "Коммерсанта", поступает он иначе: он уже уволил из газеты часть людей, в частности заместителя редактора". По мнению Дмитриева, данная сделка — это пример того, как Кремль скупает информационные активы в преддверии предвыборной кампании 2007—2008 годов.
 
— Интересно то, что "Газета.ру" — это интернет-издание, — говорит главный редактор АПН. — Кремль почувствовал, что интернет тоже влиятелен, что необходимо контролировать и эту сферу. Первой ласточкой была покупка русского сектора ЖЖ, переход его под контроль российского бизнеса. Соответственно, 4 ноября, в день проведения "Русского марша", мы видели, как русский сектор Живого Журнала не работал. Он был отключен. Сделано это было с целью лишить людей коммуникации, лишить возможности оперативно оповещать об информации, где собираться и что делать.
 
Как отметил Андрей Дмитриев, скупка интернет-ресурсов нацелена не столько на то, чтобы окучить избирателя, сколько чтобы повлиять на небольшую, но самую активную, молодую часть страны. "Очевидно, это продиктовано тем, что наверху боятся, что интернет станет средством коммуникации для русского Майдана, — сказал он. — Для того, чтобы этого не произошло, Кремль начал скупать интернет-ресурсы".
 
Несколько другой позиции придерживается главный редактор газеты "Новый Петербург" Алексей Андреев. По его прогнозам политическая ситуация в нашей стране в 2007 году может меняться стремительно. Такие события приведут к тому, что олигархи внезапно могут проявить себя оппозиционерами. А это в свою очередь повлечет за собой и смену информационного курса СМИ. "Я не говорю, что именно г-н Усманов станет тем олигархом, который проявит себя оппозиционером, — уточнил Алексей Владимирович. — Сегодня олигархи старательно показывают себя святее папы римского по отношению к Кремлю, но в ситуации тяжелого политического кризиса им все равно придется выбирать, с кем быть". Также он обратил внимание на то, что сама тенденция покупки средств массовой информации бизнес-структурами ни к чему хорошему привести не может.
 
— Я считаю скупку медиаактивов тревожным сигналом российского бизнеса, — говорит Алексей Андреев. — Если ты нефтяник, то занимайся нефтью, если Шпрингер, то развивай издательский бизнес. Эти вещи не должны быть рядом. Пригосударственнные олигархи разрушают свободу прессы, уничтожают ее всеми возможными способами.
 
Источник: Lenizdat.ru, 26.12.2006