Выполняя решения состоявшегося 22 декабря 2006 года у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева совещания «О тарифах на услуги по распространению периодических печатных изданий», Роспечать совместно с Гильдией издателей периодической печати и подписными агентствами разработало предложения, касающиеся механизма и объемов государственной поддержки распространения периодических печатных изданий по подписке.
12 января эти предложения, как и предусматривается пунктом 4 Протокола совещания, были направлены в Министерство информационных технологий и связи РФ.
Предложения по реформированию подписного сегмента рынка распространения периодической печатной продукции в Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации по подписке распространяется 29 % тиражей периодики (или 3,4 млрд. экземпляров годового тиража прессы). При этом наблюдается тенденция к снижению доли подписки на прессу по отношению к рознице – ещё в 2003 г. она составляла без малого 40 %. В основном, падение подписных тиражей прессы происходит в сельской местности.
Основные причины такого положения дел:
• стоимость периодических печатных СМИ по подписке, как правило, существенно превышает розничные цены на эту продукцию;
• недопустимо долгие сроки доставки подписных тиражей делают бессмысленной подписку на ежедневную прессу – особенно, в отдалённых регионах страны;
• слабо развиты современные технологии и способы приёма подписки и доставки прессы населению;
• практически нет альтернативы монопольной системе доставки ФГУП «Почта России».
В сотрудничестве с ФГУП «Почта России» и издателями на подписном рынке страны работают одиннадцать общефедеральных подписных агентств: ОАО «Роспечать», Агентство подписки и розницы (АПР), Межрегиональное агентство подписки (МАП), Агентство распространения средств массовой информации (АРСМИ), ООО «Агентство «Книга-Сервис», Агентство по распространению зарубежных изданий (АРЗИ), ЗАО «МК-Периодика», агентства издательских домов «АиФ», «Экономическая газета», «Комсомольская правда» и «Медиа-Пресса». При этом, по итогам 2006 года доминирующее положение на нём занимают группа ОАО «Роспечать»/АПР (51,6% почтовой подписки) и МАП (30,5% почтовой подписки), а на долю всех остальных агентств приходится только 17,9% почтового подписного рынка страны.
Подписные агентства работают на условиях агентской комиссии и являются своего рода «мостом», связывающим подписную и доставочную систему «Почты России» с издателями.
Комиссия подписных агентств составляет 1,5 % - 3 % от доходов издателей. У всех вышеназванных агентств заключены договоры с «Почтой России», на основе которых почта занимается приёмом подписки от населения и юридических лиц, а также доставкой подписных тиражей. Формально все подписные агентства находятся в равноправных конкурентных условиях на рынке распространения периодической печатной продукции по подписке, но инфраструктурой по непосредственной доставке прессы населению ни одно из них не обладает. При этом, возможности работать напрямую с ФГУП «Почта России» издатели лишены, что способствует дополнительному росту подписных цен и вызывает многочисленные нарекания издателей, особенно в регионах страны.
Таким образом, ключевым звеном подписного процесса остаётся ФГУП «Почта России» с ее 42 тысячами отделений почтовой связи, монопольной системой экспедирования и магистральных перевозок, сотнями газетно-журнальных сортировочных узлов и десятками тысяч почтальонов, способных повсеместно донести подписные тиражи до потребителей. Всего в 2006 году было собрано почтовой подписки на сумму около 13 млрд. рублей, из них доход «Почты России» составил свыше 3,8 млрд. рублей.
Именно «Почта России» монопольно определяет окончательный ландшафт подписного сегмента рынка распространения периодической печатной продукции в Российской Федерации. В итоге, такая ситуация не способствует развитию реальной конкурентной среды, приводит к удорожанию подписки, низкому качеству оказания этой услуги и снижению её привлекательности для населения.
Очевидно, что для обеспечения конституционного права граждан на доступность информации (посредствам периодических печатных СМИ) в целях сохранения и развития единого информационного пространства Российской Федерации необходимо решение следующих задач:
• снижение подписных цен до уровня не выше средних розничных цен на прессу;
• развитие технологий и современных способов приема подписки и оперативной и своевременной доставки прессы;
• содействие здоровой конкуренции на рынке подписки.
В связи с этим предлагается реализовать следующие меры.
1. Изменение статуса подписки на периодическую печать в Российской Федерации (механизм реализации данного предложения – внесение изменений в ФЗ «О почтовой связи», ряд других законодательных и нормативных актов РФ)
В Российской Федерации, согласно статье 18 Федерального закона «О почтовой связи» от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.07. 2003 года № 126-ФЗ и от 22.08.2004 года № 122-ФЗ), услуга «распространение печатных изданий» осуществляется на договорной основе и не относится не только к регулируемым услугам почтовой связи (универсальным услугам почтовой связи), но и вообще к услугам почтовой связи. Представляется целесообразным трансформировать подписку из коммерческой в общедоступную социально-значимую услугу почтовой связи, придав ей тем самым статус исключительно важного для государства и регулируемого государством вида деятельности.
2. Государственное регулирование тарифной политики в подписном сегменте рынка распространения периодической печатной продукции в Российской Федерации (механизм реализации данных предложений – Постановление / Распоряжение Правительства РФ)
а) Создание постоянно действующей Комиссии по регулированию тарифной политики ФГУП «Почта России», с включением в неё представителей государственных органов исполнительной власти (ФАС России, ФСТ России, Россвязь, Роспечать), «Почты России» и экспертов индустрии, привлечённых из ассоциаций издателей и подписных агентств;
б) Государственное регулирование подписных и доставочных тарифов ФГУП «Почта России», в том числе:
• по приему и обработке заказов на подписку;
• по магистральной доставке прессы силами ГЦМПП (подразделение «Почты России»);
• по доставке прессы от газетно-журнальных сортировочных узлов до почтовых отделений;
• по местной доставке (последняя миля) периодических печатных изданий по подписке.
3. Обеспечение режима оперативной доставки прессы населению (механизм реализации данного предложения – Постановление / Распоряжение Правительства РФ (поручение Россвязи о выпуске внутреннего документа))
а) Разработка и внедрение в ФГУП «Почта России» по согласованию с Комиссией по регулированию тарифной политики регламента предельных сроков доставки населению подписных тиражей различных категорий периодических печатных изданий с дифференциацией по 5 существующим тарифным зонам;
б) Доставка «Почтой России» подписных тиражей периодических печатных изданий потребителям – как принятых через почту, так и через альтернативные почте структуры (в том числе по принятой издателями редакционной подписке) – не позднее установленных в регламенте предельных сроков доставки;
в) Разработка и внедрение в ФГУП «Почта России» по согласованию с Комиссией по регулированию тарифной политики штрафных санкций, предъявляемых издателями за нарушение предельных сроков доставки подписных тиражей периодических печатных изданий потребителям.
4. Государственная бюджетная поддержка доставки подписных тиражей прессы населению (механизм реализации данных предложений – Постановление / Распоряжение Правительства РФ)
Предлагаются три варианта бюджетной поддержки доставки подписных тиражей прессы населению:
I) Установление на всей территории страны нулевой стоимости для граждан местной доставки (последняя миля) всех неэротических и нерекламных периодических печатных изданий, с последующим возмещением из федерального бюджета.
II) Установление на всей территории страны нулевой стоимости для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, а также труднодоступных и отдалённых местностях страны, местной доставки (последняя миля) всех неэротических и нерекламных периодических печатных изданий, с последующим возмещением из федерального бюджета.
III) Установление на всей территории страны нулевой стоимости для граждан местной доставки (последняя миля) ежедневных – с периодичностью не менее 4 раз в неделю – неэротических и нерекламных печатных изданий (газет), с последующим возмещением из федерального бюджета.
Возмещение затрат ФГУП «Почта России», обеспечивающему исполнение местной доставки прессы, осуществляется из федерального бюджета по факту собранной подписки.
По варианту I) ориентировочная сумма бюджетных средств оценивается в 3,5 млрд. рублей ежегодно (рост подписных тиражей прогнозируется на уровне 16-20 %).
По варианту II) ориентировочная сумма бюджетных средств оценивается в 1,3 млрд. рублей ежегодно (рост подписных тиражей прогнозируется на уровне 5-11 %) .
По варианту III) ориентировочная сумма бюджетных средств оценивается в 1,5 млрд. рублей ежегодно (рост подписных тиражей прогнозируется на уровне 13-17 %).
5. Технологическая оптимизация системы подписки на периодическую печать (механизм реализации данных предложений – Постановление / Распоряжение Правительства РФ)
а) Предоставление «Почтой России» услуг непосредственно издателям периодики по приему и обработке заказов на подписку; по магистральной доставке прессы; по доставке прессы от газетно-журнальных сортировочных узлов до почтовых отделений; по местной доставке (последняя миля) периодических печатных изданий по подписке потребителям (по регулируемым государством тарифам);
б) Предоставление «Почтой России» подписным агентствам, другим уполномоченным издателями юридическим лицам, услуг по доставке подписных тиражей изданий потребителям – как принятых через почту, так и альтернативных (в том числе, по принятой издателями редакционной подписке) по регулируемым государством тарифам.
При реализации данных мер издатели получают возможность работать по любой удобной и экономически оправданной схеме: при наличии собственных технологий собирать подписку самостоятельно и заключать напрямую договор с «Почтой России» только на доставку изданий; работать через любые другие подписные агентства (сбор и обработка заказов, доставка), в том числе, и на местную доставку; работать через альтернативные «Почте России» компании.
Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 17.01.2006