Алексей Волин: "Мы рассматриваем СМИ как магазин, в котором пользователю должно быть удобно..."

  Подавляющее большинство российских средств массовой информации на самом деле к массовой информации никакого отношения не имеет. Достаточно узнать их реальные тиражи. Уместнее говорить о средствах обмена условными сигналами (СОУС) между различными политическими или экономическими субъектами. А вопрос вот в чем: считаете ли вы эту ситуацию нормальной? (Нормальной, конечно, исключительно в том смысле, что так живет весь мир.)

 
— У нас есть средства массовой информации — это телевидение, газеты "Аргументы и факты", "Жизнь", журнал "Семь дней" — их тиражи исчисляются миллионами экземпляров. А элитные издания во всем мире имеют небольшой тираж. Например, имеющий мировое распространение журнал BusinessWeek читает всего 5 млн. человек из 5 млрд. населения планеты Земля. То есть каждый тысячный. Если мы посмотрим на российские элитные издания типа газеты "Коммерсантъ", журналов "Профиль" или, скажем, "Эксперт", то мы поймем, что в нашей стране с 145 млн. населения при пропорции каждый тысячный аудитория каждого из упомянутых СМИ должна быть порядка 145 тыс. человек. У них такая аудитория и есть — то есть зеркальная ситуация со всем миром.
 
И я бы не стал их называть "средствами обмена условными сигналами". Это средства немассовой информации, рассчитанные, правда, на аудиторию, на которую приходится почти половина всего потребления. Поэтому для рекламодателя она наиболее интересна. Их задача — информировать, развлекать, в том числе, может быть, и передавать какие-то условные сигналы между продвинутыми группами граждан.
 
— Какой из ныне существующих Издательских домов Вы могли бы назвать своим прямым конкурентом?
 
— Independent Media, "Газпром-медиа". То есть крупные издательские дома.
 
— Есть ли у вас свой блог? Если еще нет, то почему не шагаете в ногу со временем? Как вы считаете, вытеснят ли блоги традиционные СМИ? Иными словами, вызывает ли бум блоготворчества беспокойство у издателей периодической печати?
 
— Блога у меня своего нет. И дело не в том, что я не шагаю в ногу со временем, дело в том, что я никогда не вел рукописных дневников. А блог, как правило, ведет человек, который имел или имеет такой дневник. Если мне надо что-то сказать, я пользуюсь для этого не электронной страничкой, а средством массовой информации: могу написать статью, могу дать кому-то интервью.
 
Бум блоготворчества у издателей периодической печати беспокойства не вызывает. Напротив, у издателей периодической печати появляются разного рода идеи, касающиеся создания средств массовой информации, основанных на блогах.
 
В мире существует очень забавная и интересная закономерность — чем сильнее в стране контроль за средствами массовой информации со стороны государства, тем больше доля влияние блоговых СМИ. Например, в Англии и Америке доля блогов в получении информации людей об окружающем мире крайне невелика, а в Южной Корее до 70% населения обращается к блоговым СМИ.
 
В нашей стране, я думаю, будущее не столько за блогами, сколько за интернет-СМИ, которые в меньшей степени подконтрольны. Все-таки людям хочется получать какой-то "знак качества", который не может дать один индивидуальный человек.
 
— Алексей Константинович, а вы как думаете, зачем господину Мамуту компания SUP с "лицензией на обслуживание кириллического сегмента" LiveJournal и почему эта сделка вызвала такой скандал?
 
— Люди привыкли считать, что Живой Журнал — это их пространство, в котором они сами собой управляют. И тут им неожиданно сообщают о том, что к ним приходит управдом, который к тому же еще хочет заработать на них деньги. У интернетовского сообщества желание чужого дяди заработать на них деньги вызвало возмущение. Хотя и так понятно, что если на них не заработает Мамут, заработает кто-то другой.
 
Дело в том, что интернетовская аудитория крайне привлекательна для рекламодателя. Во-первых, это люди весьма активные и состоятельные. Во-вторых, современные программы и возможности позволяют полностью и детально определить предпочтения и интересы каждого индивидуального пользователя. Достаточно посмотреть данные о пользователе и список читаемых им сообществ, чтобы получить достаточно полную информацию о его предпочтениях. Если среди приоритетов пользователя значатся автомобили, очевидно, что ему надо прислать автомобильную рекламу и совершенно бессмысленно рассказывать про бульонные кубики. То есть берется список разделов, которые посещает или читает пользователь, выясняются его вкусы и предпочтения, и дальше начинается уже прицельная обработка рекламой.
 
— В век дешевого и быстрого интернета ИДР скупает убыточные и малопопулярные СМИ. Денег с них в ближайшее время получить никаких не выйдет, одни убытки. Зачем, спрашивается? Свой ответ у меня есть, но озвучивать не буду, поскольку рискую быть обвиненным в клевете. Думаю, вы понимаете, что имеется ввиду. Да и долговременные вложения у нас не особо в чести. Так в чем смысл?
 
— Интересно, а какие могут быть клеветнические предположения? Это заказ Кремля. Это заказ врагов Кремля. Мы отмываем деньги. Мы сумасшедшие люди, которым деньги некуда девать.
 
Смысл прост. Издания скупаются далеко не все, а лишь те, что имеют имя, историю и возможность роста. Журналы "Компания", "Домовой", "Крестьянка" давно существуют на рынке и хорошо известны как читателям, так и рекламодателям. Хорошие позиции в своих секторах имеют "Она", "XXL", "7ТВ". Часть из них были убыточны. Но убыток был небольшой. А когда вы централизуете процессы печати, распространения, предпечатной подготовки, администрирования и прочее, то расходы уменьшаются. С переходом к нам увеличивается уровень эксплуатации журналистов, большой рекламной службе проще продавать рекламу — и в результате убыточные издания выходят на окупаемость и начинают приносить даже небольшую прибыль.
 
Но главная задача бизнеса — это повышение капитализации всей компании. Чем больше изданий с именем и историей вы набрали, тем выше становится совокупная рыночная стоимость компании. Приведу пример. Если у вас 5 журналов и компания оценивается в 100 миллионов евро, и вы купили еще один журнал, который оценивался в 20 миллионов евро, то совокупная стоимость вас после включения нового журнала в вашу структуру будет не 120 миллионов, а 130 миллионов евро. А купите 5 подобного рода журналов по 20 миллионов, то будете стоить не 250 миллионов (как это может показаться на первый взгляд), а все 300 миллионов евро. Такое вот при грамотном сложении происходит увеличение стоимости.
 
— Объясните, пожалуйста, по какому принципу ваш ИД в последнее время приобретает выставленные на продажу СМИ? Такое ощущение, что вы без разбору скупаете абсолютно все, что продается. Зачем вам, например, сразу несколько женских и мужских глянцевых изданий? Обычно в издательских домах их не больше двух-трех, и они разные по формату и стилистике.
 
— А наши издания все разные. Думаю, что разница между журналами "Домовой" и "Крестьянка" достаточно очевидна. У журнала "Она" куда более молодая, нежели у "Домового" аудитория. Деловые издания жестко разнесены по своим нишам — "Профиль" — это еженедельник с большим количеством политики, репортажей, светской жизни, ну и достаточно полезными разделами по финансам, страхованию, недвижимости и прочей экономике, представляющей практический интерес для среднего класса. "BusinessWeek Россия" — это серьезный экономический еженедельник, который в доступной форме пишет о важных экономических проблемах и тенденциях. Журнал "Компания" интересен для реального бизнеса. Журнал "Карьера" — это рецепты личного успеха как для начинающих амбициозных молодых людей, так и опытных руководителей. Журнал "Мулен Руж" — это наш постоянный эксперимент. Сейчас в нем мы попытались совместить два любимых мужских развлечения — секс и политику.
 
— Алексей Константинович, правда ли, что продажа газеты "Бизнес" издательскому дому Родионова сорвалась потому, что продавцы отказались дать вам откат в $3 млн. за положительное решение о сделке?
 
— Во-первых, сумма в три миллиона лично для меня унизительна. На будущее просьба — называйте хотя бы пять. Я все-таки дорого стою. Во-вторых, вскрытые нами показатели газеты были такими, что сделать положительное заключение о сделке было нельзя даже за 10 миллионов. В чем с нами согласились все эксперты медиарынка.
 
— И все-таки, что вас заставило отказаться от покупки "Бизнеса"? Газетка-то вполне себе приличная. Да и ваш ИД вошел бы в еще один, насколько я понимаю, пока еще неосвоенный сегмент рынка ежедневных деловых СМИ. Отсюда и вопрос N2 - раз уж с "Бизнесом" не сложилось, нет ли планов создания собственного издания указанного профиля?
 
— Дело в том, что в начале переговоров нам были представлены экономические показатели газеты, представлявшие для нас интерес. Когда мы начали уже непосредственно заниматься получением детальной информации о том, что из себя представляет экономика газеты "Бизнес", мы, к сожалению, обнаружили, что те цифры, что были указаны изначально, как деликатно выразились наши партнеры по переговорам, "являются не настоящими, а прогнозными". Истинное положение вещей было в разы хуже. А во-вторых, нас крайне напрягла ситуация, при которой на 2007 год не был не только продлен договор с типографией, но даже не было предусмотрено возможности его продления. А газету на такой бумаге, на какой выходит "Бизнес" (она оливкового цвета), можно печатать только в одной типографии. Равно как и не было никаких договоров или же возможности пролонгации контрактов на поставку этой специфической бумаги. То есть весь бизнес газеты "Бизнес" был построен с расчетом на то, что в конце декабря 2006 года газета перестает выходить. Покупать оболочку мы не хотели.
 
Планов создания собственного ежедневного делового издания у нас пока нет. Мы все-таки хотели входить на газетный рынок не в полном эксперименте, а с брендом, который имеет определенную узнаваемость. Сейчас затраты "бренд плюс обеспечение его узнаваемости" будут крайне велики. Поэтому пока входить на этот рынок мы не будем.
 
— Почему ИД Родионова не купил Газету.ру?
 
— "Газету.ру" мы не купили, потому что нам ее не продали. Сделка не сложилась, хотя это было, пожалуй, единственное СМИ в интернете, которое мы были готовы приобрести в готовом виде.
 
— Раньше ИДР предпочитал скупать уже существующие более ли менее успешные издания, теперь же вы "с нуля" запускаете новый интернет-проект Point.ru с достаточно спорной концепцией. С чем связано изменение стратегии и не проще ли было просто купить уже "раскрученное" издание и попытаться вдохнуть в него новую жизнь? С Газетой.ру не сложилось, но ведь есть еще масса изданий "с именем".
 
— Из раскрученных изданий для нас представляла интерес только "Газета.ру". Во всех остальных случаях мы считали, что нам проще и дешевле запустить собственный интернет-ресурс, потому что цена имени всего остального гораздо выше, чем раскрутка чего-то нового. К тому же мы хотели сами освоить новое направление деятельности. Нас критикуют по поводу того, что мы все скупаем, так вот - мы решили тряхнуть стариной и сделать что-то новое, потому что иногда очень хочется креатива.
 
При этом концепцию Point.ru я не считаю спорной. Мы строим сайт по принципу информационного супермаркета, максимально приближенного к потребностям нашей аудитории - это средний класс и выше. Мы считаем, что человек не должен мучиться. Оказавшись на первой странице, он должен сразу же понять, в каком направлении он идет. Читатель Point.ru уже на первой странице получает представление о том, что есть на сайте. Мы вообще рассматриваем СМИ как магазин, в котором пользователю должно быть удобно. Мы сфера обслуживания, мы не несем Миссию.
 
— Уважаемый Алексей Константинович! Не планируете ли купить какое-нибудь еще интернет-издание? Для такого солидного ИД одного Point.ru, на мой взгляд, маловато.
 
— Покупать — нет. Развивать интернет-направление — да. Сейчас мы занимаемся оживлением своих сайтов. У нас уже в он-лайн режим переходит сайт "Профиля" — он будет шире бумажной версии и выходить в ежедневном режиме. Мы запустим летом сайт BusinessWeek и то же самое произведем по остальным нашим изданиям. Будет оживление сайта "Компании". Сейчас он в еженедельном обновлении, скоро мы его тоже выведем на ежедневное обновление. Так что этот год для нас можно назвать годом развития интернета.
 
— Одно время ходили упорные слухи о приобретении ИДР газет "Версия" и "Совершенно секретно". Сейчас все затихло. Передумали или ждете, пока они еще больше упадут в цене?
 
— Да, ждем. Покупать товар по цене дороже, чем он стоит, мы не хотим. Мы не любим переплачивать.
 
— Добрый день, Алексей! Ваш ИД, насколько я могу судить по публикациям в прессе последнего года, один из наиболее динамично развивающихся в издательской сфере. Успехи налицо, но, кажется, случались и неудачи (журнал "Политбюро"). Тем не менее, осваивая все новые издательские ниши, вы почему-то обходите стороной спорт, который с легкой руки и руководства нашей страны, и многочисленных олигархов, развивается весьма динамично. А ведь в стране до сих пор нет полноценного спортивного информационно-аналитического издания, которое, если судить по успешности отдельных спортивных изданий этого формата ("Футбол", "Весь хоккей") вполне могло быть востребовано значительной частью аудитории. У меня есть наброски бизнес-плана такого издания. Не заинтересует ли Вас подобный проект?
 
— Нет, не заинтересует. Мы не верим в чужие присылаемые нам бизнес-планы о том, как нам потратить свои деньги. Мы предпочитаем делать это без посторонней помощи. Если же говорить о спортивной нише, то входить в нее мы попробуем со своих интернет-сайтов. Посмотрим, что из этого будет получаться. Я знаю, что в интернете наибольшей популярностью пользуются спортивная тематика и происшествия. Вместе с тем, надо понимать, что рынок спортивных изданий у нас очень сложный — большинство такого рода СМИ в настоящее время реальной прибыли не приносит. Есть несколько лидеров спортивного рынка, давно уже на этом специализирующихся, конкурировать с которыми новичкам чрезвычайно сложно. Так что прыгать с головой в спортивный омут мы не будем.
 
— Уважаемый Алексей! ИД Родионова приступил к изданию нового ежемесячного журнала "Мой маленький". Вам не кажется, что ниша изданий для родителей не просто заполнена, она переполнена. При этом все подобные издания или дают материалы, похожие как близнецы-братья, или наоборот, публикуют абсолютно противоречивую информацию. На что именно ваш журнал собирается делать главный акцент?
 
— Ниша заполнена и переполнена — это правда. Но у журнала "Мой маленький" есть определенное своеобразие. Во-первых, большинство изданий из этой ниши имеют все-таки гламурную направленность. Журнал "Мой маленький" рассчитан на средний класс. Во-вторых, журнал "Мой маленький" вырастал из имеющего региональную ориентацию журнала "Крестьянка", поэтому тоже направлен, прежде всего, на немосковскую аудиторию. Хотя, надо сказать, что при всем при этом очень хорошо пошел и в столице.
 
Еще одна из уникальных особенностей журнала "Мой маленький" состоит в том, что он рассчитан на традиционные семьи с двумя и большим количеством детей. Кроме того, все авторы этого издания, включая главного редактора, являются родителями детей в возрасте до 7 лет. Они из личного опыта знают, о чем пишут. И еще один момент — до 30% процентов издания — это своего рода интерактив, построенный на материалах, присылаемых в редакцию мамами и папами детей.
 
Справка
 
Волин Алексей Константинович — президент Издательского дома Родионова . Родился 31 января 1964 года в Ленинграде. Окончил индонезийское отделение историко-филологического факультета Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. В медиабизнесе с 1986 года в качестве сотрудника системы АПН-РИА "Новости". Работал редактором, корреспондентом, возглавлял информационное бюро агентства в Джакарте (Индонезия), занимал пост первого заместителя генерального директора Дирекции информации. В 1996 году — сотрудник Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), генеральный директор телеканала "Деловая Россия". С 1996 по 1997 год — первый заместитель начальника отдела СМИ Управления по связям с общественностью Администрации президента РФ. В 1998 году — директор по PR в ЗАО "Группа компаний "Video International". С мая по август 1998 года возглавлял Департамент правительственной информации Аппарата Правительства РФ. С 1999 по 2000 год — председатель правления информационного агентства РИА "Новости", первый заместитель председателя ВГТРК. С 2000 по 2003 год — заместитель руководителя Аппарата правительства РФ (курировал вопросы СМИ, культуры, туризма и образования). C 2003 года — президент ИД Родионова.
 
Источник: Источник: СМИ.ru, 25.01.2007