На Урале признали наличие внушительной китайской диаспоры. Притом настолько внушительной, что на ней можно даже зарабатывать. С прошлой недели в Екатеринбурге на постоянной основе стала выходить бесплатная газета на китайском "Ван дун цзоу", или по-русски "Идем на восток!". Пока официальный тираж еженедельника всего 999 экземпляров, а ее объем - четыре страницы формата А3. Но весь номер - исключительно в иероглифах.
Издавать непривычную для русского глаза газету решила компания, выпускающая вполне традиционные СМИ - уральские приложения к деловому журналу "Эксперт" и еженедельному дайджесту "Московского комсомольца". От официальных комментариев представители компании отказываются, считая рекламу ненужной и даже опасной для их традиционного бизнеса. Неофициально сотрудники говорят об открытии практически "золотой жилы" для свердловского медиабизнеса: китайцы живут в Екатеринбурге с середины 90-х, их много, они крайне плохо говорят по-русски, но нуждаются в новостях с родины. Для них и четыре страницы новостей - немало.
В первом новогоднем номере - статья о выставке ледяных фигур в Шанхае, автомобильные и спортивные новости, прогноз погоды в крупных городах России. Материалы небольшие по объему, в газете - полтора десятка информационных заметок и 3-4 статьи. Все они сначала пишутся русскоязычными авторами, а потом переводятся на китайский студентками местного вуза - носительницами языка. Выходящий тираж сметается за считанные часы. Основная аудитория - торговцы одного из крупнейших уральских вещевых рынков "Таганский ряд", с которого собственно и началось победоносное шествие китайцев по региону.
Начальник управления общественных связей рынка Людмила Белоусова признает: издание, на которое ее предприятие не потратило ни копейки, среди арендаторов "Таганского ряда" пользуется фантастическим спросом.
Последние пять лет китайская диаспора сама неоднократно пыталась выпускать собственную газету, но все предыдущие попытки терпели финансовый крах. В этот раз такое развитие событий маловероятно - издание уже сейчас окупает затраты на свое производство, на страницах газеты 15% места отдано под рекламу. О своих услугах китайской аудитории рассказывают в основном операторы сотовой связи. "Поскольку рынок сотовой связи сегодня уже находится в стадии насыщения, естественно, что компании все чаще обращают внимание на узкие сегменты аудитории, в том числе на рабочих мигрантов. Реклама в "Идем на восток!" - удобная возможность донести специфическую информацию до специфической аудитории в максимально понятном и доступном виде", - объясняет интерес к новому изданию пресс-секретарь екатеринбургского офиса "Билайн" Дмитрий Чебыкин.
Кстати, "Билайн" еще в прошлом году ввела в салонах сотовой связи рядом с "Таганским рядом" специальные рекламные буклеты на китайском. Конкуренты прогнозировали отток русскоязычной аудитории, скептически относящейся к иностранцам, но ничего подобного не произошло: старые абоненты остались, а число новых удивило даже самих "билайновцев".
Главный риск для газеты - это решительность российских властей, борющихся с засильем иностранцев на рынках. Большинство китайцев документов, необходимых для работы в России, не имеют и во время милицейских проверок заявляют: "Я на рынке не торгую. Продавец отошел на 20 минут, просил товар посторожить". Пока такие отговорки спасают их от депортации, но, если правила станут чуть строже, "Идем на восток!" лишится внушительной части читателей. Как ни описывай китайскую диаспору в Екатеринбурге, а пока она захватила только один микрорайон, расположенный вокруг вещевого рынка.
Но издатели газеты подстраховались. Сейчас к выходу готовятся два новых еженедельника на иностранных языках: "Идем на восток!" (Таджикистан) и "Идем на восток!" (Вьетнам). Они также будут бесплатными, а рассчитаны на аудиторию намного большую, чем китайцы.
Источник: Время новостей, 29.01.2007