Открываем ежедневную массовую газету - натыкаемся на фото обнаженной красотки. Листаем строительный журнал - на черепичной крыше возлежит голое тело. В рекламном ролике про мебель... снова забыли одеться.
Эти картинки относятся скорее к эротически дозволенным. Но уже полное безобразие, когда в детское время по телевизору показывают сериал про публичный дом. "Мы не пуритане", - оправдываю я современность и тут же задаюсь вопросом: почему мне буквально навязывают сексуальные фантазии с утренними новостями за завтраком, когда есть закон, призванный ограждать меня от случайного столкновения с эротическими изданиями? Если взрослый человек захотел "клубнички", добро пожаловать с 23.00 до 4.00 на специализированный канал с кодированным сигналом или в особое помещение, где эротические издания продаются в запечатанных прозрачных упаковках в соответствии с требованиями ст. 37 закона о СМИ.
"ОСНОВНОЙ инстинкт" - один из самых сильнейших в человеке. И производители рекламы это тоже знают.
ПОЛКИ любой лавки сегодня заполнены рядами пива, йогуртов, стиральных порошков и прочего, прочего, прочего. И все они похожи друг на друга как близнецы.
Как заставить покупателя выложить денежки именно за их порошок? Какая реклама самая эффективная? Правильно - та, что апеллирует не к самым лучшим, зато к самым глубинным чувствам человеческой натуры.
Первым, кто осмелился использовать обнаженную натуру в рекламе, был французский модельер Ив Сен-Лоран. Правда, использовал он самого себя, вернее, собственную фотографию в стиле ню. И рекламировал он свои же духи. Но скандал тогда, в 70-х, разгорелся на весь мир.
Сегодня только ленивый рекламщик не использует сексуальные мотивы. Рекламные ролики становятся похожими на куски из порнофильмов. Красавица эротично проводит пальцем по тарелке, затем по губам, затем замирает в экстазе. Сидящие за столом мужчины замерли. Что же ее так завело? Оливковое масло. По ту сторону экрана все тоже напряглись - кто бы мог подумать, что банальный продукт обладает такой эротической силой. А вот пара подростков быстро, но неумело пытается раздеть друг друга. Думаете, дальше пойдет рассказ о том, что секс должен быть безопасным и защищенным? Ничего подобного! Это реклама магазина "Пятерочка", который находится так близко от дома, что никто никого просто не успеет поиметь.
В последнее время рекламщики все чаще стали перегибать палку. Первым "пошел под нож" рекламный ролик пива "Тинькофф" - тот, где пара девиц и юноша на яхте втроем активно получают удовольствие. Поток зрительских жалоб в конце концов переполнил чашу терпения Антимонопольной службы, она сделала запрос по поводу этого ролика, после чего пивовары тихо сняли его с эфира, заменив более пристойным.
Следующий скандал разгорелся уже в 60 российских городах, на улицах которых появился рекламный плакат "Сосу за копейки". Наиболее внимательные могли заметить еще слово "пыль", написанное гораздо бледнее основного слогана, и пылесос, скромно притулившийся в углу плаката. Плакаты провисели недолго - их сняли все с той же формулировкой - "По этическим соображениям".
Секс в законе?
РЕКЛАМНЫЕ щиты с супругой бизнесмена были признаны оскорбляющими нравственность.
МОДЕЛЬ Ольга Родионова снялась полуобнаженной для обложки мужского журнала, принадлежащего издательскому дому ее мужа. Фото использовали для наружной рекламы. Но недолго. Московское управление антимонопольной службы (УФАС) признало содержимое рекламных щитов неэтичным и постановило очистить от них столичные улицы. ИД Родионова направил иск в Арбитражный суд Москвы с просьбой отменить решение УФАС. Но на днях доводы антимонопольщиков были поддержаны и судом.
В своих пояснениях УФАС приводит цитаты. Из Нагорной проповеди Иисуса Христа: "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". Из Корана приводятся доводы о том, что "грех смотреть на чужую женщину и видеть открытые ее части тела".
Президент издательского дома А. Волин в разговоре с "АиФ" дал свою оценку происшедшему: "Теперь стоит ожидать, когда подадут жалобу на наличие свинины в ресторанном меню те, кто это мясо не приемлет. Мы планируем подать иск в более высокую инстанцию. Почему чиновники считают себя вправе определять взгляды большинства?"
"Решение УФАС было принято в соответствии с законодательством, запрещающим использование в рекламе оскорбительных образов в отношении определенных групп лиц", - прокомментировал "АиФ" зам. нач. управления по контролю за соблюдением рекламного законодательства ФАС России С. Пузыревский. Дело в том, что группа единомышленников написала коллективное письмо в ФАС, в котором рекламные фото на улице оценивались как "злонамеренная акция по растлению народа". "В мужском журнале наличие полуобнаженного тела отторжения не вызывает. А если этот образ повесить рядом с храмом, то реакция будет противоположная", - пояснил С. Пузыревский.
МНЕНИЯ...
...психолога
"СДЕЛАТЬ хороший рекламный ролик, который привлечет к себе внимание, намного сложнее, чем использовать беспроигрышное обнаженное женское тело, - считает директор Московского центра гендерных исследований доктор философских наук О. ВОРОНИНА. - Красивая женщина - символ престижа. Держа в руках ее фото, мужчина опредмечивает свое желание владеть ею. А если красотка позирует на капоте "Бентли", то параллельно он обладает и им тоже. На первый взгляд фото безобидно, но это звено порнографической цепочки. А у порноиндустрии есть очень влиятельные лоббисты".
...Церкви
"ВСЕ, что вызывает соблазн, должно печататься в специальных изданиях и распространяться в специально отведенных для этого местах, - считает протоиерей Г. АНДРИЯНОВ (настоятель храма Троицы Живоначальной в Серебряниках). - Конечно, людей сбивают с толку двойные стандарты. К примеру, когда депутаты, принимающие закон, сами инициируют съемки фильмов с эротическим уклоном. Доступная непристойность нацелена на людей, обкраденных умом. У издателя работает четкий коммерческий расчет. Церковь постоянно обращается к людям с просьбой учитывать мнения близких, тех, кто не в силах заставить себя не следовать призрачным авторитетам, которые оказываются лишь мыльными пузырями".
...СМИ
КОММЕНТИРУЕТ генсек Союза журналистов России И. ЯКОВЕНКО: "Обнаженная Венера Милосская является вполне пристойным изображением в отличие от иных картинок, где одежда присутствует вместе с откровенной задачей "эксплуатировать интерес к сексу" (определение эротики в законе). Во всем мире сегмент качественной прессы довольно четко отделен от желтой. И здесь уже не закон, а сами читатели и рекламодатели решают: оскорбляет их нравственность данная публикация или нет. Хочет ли солидный банк размещать свою рекламу рядом с легкомысленной картинкой, хочет ли респектабельный читатель получать в свою семью данное издание. И это является решающим аргументом для СМИ. Репутация - категория экономическая".
Источник: Аргументы и Факты, 31.01.2007