Интернет-дневники становятся средством рекламы и политической борьбы
Согласно прогнозу британской консалтинговой компании Gartner, в 2007 году в Интернете будет зафиксировано максимальное число сетевых дневников (блогов) — оно достигнет 100 млн. Аналитики считают, что после этого блогосфера расти перестанет: практически все, кто хотел создать собственный онлайн-дневник, уже сделали это. Блоги на протяжении последних нескольких лет стали новым мощным инструментом вовлечения в Сеть таких несвойственных Интернету групп граждан, как домохозяйки или юные девицы романтического склада.
Впрочем, если количественные изменения блогосферы уже на исходе, то качественные только начались. Блоги все чаще заводят политики, деятели культуры и главы компаний.
Самые популярные в России сайты блоггеров — LiveJournal («живой журнал», или ЖЖ), LiveInternet, Mail и Diary — как выяснилось, отличаются друг от друга даже тематически. Решая, на каком из сайтов завести дневник, человек, по сути, выбирает статус, настроение, соседей, тот или иной пафос общения. «Известные люди обычно предпочитают вести ЖЖ, — пояснил РБК daily заместитель руководителя проекта Diary.ru Антон Смертин. — Так сложилось исторически — в Рунете первые интернет-дневники медийных персон появились именно на LiveJournal.com. За первопроходцами потянулись их знакомые знаменитости, затем и все остальные более-менее раскрученные персонажи, и теперь высокая концентрация VIP-ов обеспечивает некое поле, притягивающее себе подобных. Новые блоги известных людей обретают популярность почти мгновенно. Русскоязычная часть ЖЖ — это та же самая светская тусовка, представленная в текстово-графической форме, практически одни и те же лица бомонда. И «живой журнал» уже стал для этих людей своего рода необходимым атрибутом».
Зачем и без того популярным персонам сетевой дневник? Служит ли он для них средством общения с поклонниками или же это эффективный способ саморекламы? «Деятели культуры (или те, кто себя к таковым причисляет) в основном используют ЖЖ для продвижения своих проектов, что не мешает многим из них всерьез увлечься общением со своими поклонниками и критиками, — говорит РБК daily ведущая «Эха Москвы», известный театральный критик Ксения Ларина. — В таких случаях их журналы превращаются в весьма интересное чтиво, по жанру напоминающее онлайн-конференции. Среди деятелей культуры немало личностей, не реализовавших ту или иную сторону своего таланта.
Блог позволяет известным фотографам и художникам писать яркие тексты, артистам и литераторам — публиковать свои фотографии или коллажи».
Общественный резонанс от блогов несомненно велик: новости там распространяются стремительно, скандалы вспыхивают мгновенно. Несомненным свидетельством воздействия блоггеров на общественное мнение служит тот факт, что все больше политиков считают своим долгом завести ЖЖ. «Блоги активно используются для политической работы, — рассказывает РБК daily преподаватель исторического факультета МГУ, вице-председатель Лиги консервативной журналистики Дмитрий Володихин. — Причем речь идет не столько об общении с единомышленниками, сколько о создании определенного информационного климата. Прием, который используется как коммерческими предприятиями, так и разного рода общественными группами, прост. Команда агентов влияния путем оставления сообщений в блогах и форумах формирует определенное отношение в обществе к тому или иному факту.
Для тех же целей используют и свои ЖЖ отдельные общественные деятели. Еще один распространенный способ использования ЖЖ — в качестве инструмента организации митингов, шествий, пикетов и других акций общественного протеста. Многие считают, что блоги уже превратились в разновидность СМИ. Я лично в этом сомневаюсь, но не могу отрицать, что онлайн-дневники — мощный инструмент продвижения политических взглядов».
Правда, госчиновники обзаводиться блогами пока не спешат; ЖЖ остается уделом политиков оппозиционных, вроде Виктора Шендеровича или Ирины Хакамады. Тенденция верна не только для России, но и для всего мира. И крупные компании только-только стали осознавать выгоды от заведения корпоративных блогов — на декабрь 2006 года их насчитывалось в России всего 57. Совершенно другая картина в сфере поп-музыки и телевидения: блогами давно уже обзавелись Мадонна, Стинг, Опра Уинфри и многие другие звезды. В России поп-певцы чаще всего заводят дневник на Mail.ru, а деятели театра — на ЖЖ. Как оказалось, разница между блогом простого смертного и «звездным» дневником существенна. «Дневники известных людей отличаются от дневников простых смертных мерой ответственности за свои слова, — считает г-жа Ларина. – Люди публичные, выступающие под своими именами, стараются мысли излагать грамотно и витиевато — их тексты в большинстве своем уже готовы к публикации, каждую запись в блоге они позиционируют как культурную акцию: будь то сознательная провокация, самопиар или комментарий к событию».
Ежедневно в России регистрируют блоги около 100 новых участников. Казалось бы, все увеличивающаяся популярность онлайн-дневников позволяет возложить на это средство многие важные задачи, например образовательные, – недаром же заводят блоги главы крупных образовательных учреждений, к примеру декан журфака МГУ Ясен Засурский. Увы, как выяснилось, популяризация науки посредством блогов практически невозможна: если даже предположить, что сетевыми дневниками обзаведутся все академики РАН, они с грустью узнают о том, что блоги — давно уже не новинка для знахарей и колдунов. ЖЖ и все другие сайты блогов — излюбленное место обитания и язычников, считающих, скажем «Велесову книгу» подлинником, и бесноватых поклонников академика Фоменко, уверяющих, что действие Библии имело место на Руси... Старая истина, согласно которой большинству людей свойственно антинаучное восприятие мира, получает здесь новое грустное подтверждение. «В целях грамотной популяризации науки блоги используются крайне редко, — говорит Дмитрий Володихин. — И положительной перспективы в этом вопросе пока не видно».
Источник: РБК daily, 31.01.2007